Взгляд. Зрительный контакт

Исследование показывает, что женщины чаще и дольше смотрят собеседнику в глаза, чем это делают мужчины. Почему же так происходит? Существует несколько возможных причин.

Мимика и жесты

• Связи: Женщины ориентированы на других людей. Они, видимо, более заинтересованы в аффилиации, завязывании связей, признании со стороны окружающих и поддержании социальных контактов. Поэтому они больше смотрят на тех, с кем общаются.

• Интимность: Интимность играет в жизни женщины чрезвычайно важную роль, и в установлении зрительного контакта заключается один из способов, каким женщина пытается завязать более близкие отношения. Вспомните, как смотрят друг другу в глаза супруги, отмечающие в ресторане годовщину своей свадьбы. Разговаривая с приятными для них людьми, женщины стремятся смотреть им в глаза.

• Искренность/Обман: Женщины хотят понять, насколько искренен их собеседник. Понаблюдайте за матерью, которая увещевает своего ребенка: «Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю», потому что она старается уловить знаки, свидетельствующие о лжи, в том, что он отводит или опускает глаза. А теперь представьте себе такую ситуацию: жена подозревает, что муж ей изменяет. Она спрашивает его, почему он так поздно пришел сегодня домой, а он смотрит куда-то в сторону, и по движению его глаз она понимает, что ее подозрения оправдались.

• Постоянная обратная связь: У женщин сильно развит автоматический мониторинг. Они следят за выражением лица собеседника, ища одобрения: «Хороша ли моя мысль? Понимает ли он меня? Одобряет ли она меня?» С помощью зрительного контакта они решают для себя вопрос, нравится ли их собеседнику то, что они говорят: «Он почему-то скривился. Лучше бы мне высказаться как-то иначе». Внимательное изучение лица собеседника дает им возможность оценить самих себя и «отредактировать» свое высказывание. Хэрриет работает инженером. Сегодня она выступает перед коллегами. У нее нелегкая задача: она ждет одобрения своего запроса о бюджетных ассигнованиях. Затронув определенные вопросы, она замечает, что некоторые ее слушатели качают головами, закатывают глаза или кривятся. Она сразу же понимает, что ей надо вернуться на исходную позицию и подойти к этой проблеме с другой стороны. Иногда она даже признается в этом вслух: «Я понимаю, что, возможно, выражаюсь не слишком ясно, так что позвольте мне сформулировать мою мысль несколько иначе».

• Сбор информации: Поскольку женщин часто отлучают от информативных взаимодействий с мужчинами, а мужчинам свойственно, приняв каменное выражение лица, маскировать свои чувства, то женщинам приходится быть более внимательными при взаимодействиях, чтобы по мелочам собирать как можно больше информации. Часто они «сверяют себя» с мужчинами, желая проверить уместность своего поведения. В ходе исследования, проведенного Р.В. Экслайном, мужчинам и женщинам было дано задание скрывать свои чувства. Любопытно, что, получив подобные инструкции, женщины смотрели на своего собеседника больше, а мужчины меньше. Женщины по реакциям мужчин пытались определить, «просочились» их эмоции наружу или нет. Вероятно, у женщин больше оснований быть «настороже», скрывая свои истинные чувства или отрицая их.

• Мониторинг групповых взаимодействий: Мне приходилось бывать на многих совещаниях управленческих групп в корпоративной Америке. Обычно я, пока выступает очередной оратор, наблюдаю за женщинами, сидящими за столом, которые поглядывают вокруг; проверяют, какое выражение лица у присутствующих, и посредством зрительного контакта и пристального разглядывания собирают информацию и получают представление о группе. По моим наблюдениям, поведение такого рода присуще мужчинам в гораздо меньшей степени, чем женщинам.

Превосходство женщин в умении устанавливать зрительный контакт дает им определенное преимущество. На общественных собраниях, равно как и во время деловых совещаний, женщины с высокой точностью оценивают все союзы и альянсы, просто наблюдая, кто с кем переглядывается, если возникают критические моменты или поднимаются определенные темы. Большинство мужчин не обладает подобным искусством. Информация — это власть, и многие мужчины, вероятно, ощущают некоторую ущербность и даже опасность из-за того, что женщины добывают больше информации из таких неречевых взаимодействий.

Давайте представим обычное собрание учительско-родительской ассоциации, на котором присутствуют директор школы — мужчина и президент ассоциации — женщина. Идет обсуждение вопроса о сборе средств на предстоящем масленичном завтраке и благотворительном базаре. Директор, господин Миллер, заявляет, что родителям и детям надо будет потратить на это немало времени и сил: «Чтобы организовать это мероприятие, вам, возможно, придется отказаться от каких-то своих планов на выходные».

Отец Джейка протестует: «Мой сын не станет принимать в этом участие, если лишить его удовольствия покататься на сноуборде!»

Мама Эллисона соглашается с ним: «Странно, зачем это надо устраивать такое крупное мероприятие, которое отнимет у нас столько времени».

Все оставшееся время эти два «раскольника» выразительно переглядывались, как только речь заходила о проведении общественных мероприятий или посягательствах на их свободное время. По окончании собрания господин Миллер обратился к Лоре, президенту ассоциации: «Ну, что скажете? Похоже, все согласны!»

Лора, видевшая этот обмен взглядами, ответила: «Не думаю. Здесь много спорного и противоречивого. Далеко не все с нами заодно».

Господина Миллера ее заявление вогнало в транс. Вывод: из-за того, что женщины чаще используют зрительный контакт, они более восприимчивы к тонким нюансам общения и способны определить, где сформировались группы единомышленников.


Оставить комментарий


Заказать словарь Жестового Языка

Курс обучения русскому жестовому языку

Курс обучения русскому жестовому языку


Курс обучения русскому жестовому языку

rss
Карта