ДЕВОЧКИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ДЕВОЧКАМИ, А МАЛЬЧИКИ — МАЛЬЧИКАМИ

Зайдите как-нибудь на спортивную площадку начальной школы во время перемены, и вы получите яркий пример различий между мужской и женской манерой неречевого поведения. В хорошую погоду мальчики будут играть в салки и носиться по площадке, пихая друг друга и падая на землю. Кого-нибудь из ребят наверняка поймают в тот момент, когда он, сорвав бейсболку с головы приятеля, попытается с ней удрать. Возможно, вы даже увидите, как мальчики лазают по забору — ломают границы.

А теперь посмотрим, что делают девочки. Почти все они разбились на кучки и, похоже, чем-то усердно занимаются. Одна девочка может стоять в сторонке и плакать, а другая — обычно ее лучшая подруга, — подойдя к ней, начинает ее уговаривать и утешать. Иногда отдельные группы объединяются для участия в общих играх: скачут через веревочку, чертят «классики» или играют в ладушки. И пока вы стоите, наблюдая нот спектакль, к вам мало-помалу приходит понимание, что мальчики и девочки живут в совершенно разных мирах.

Мимика и жесты

Но откуда берутся эти различия в неречевом поведении двух противоположных полов? Как показали результаты недавних исследований, некоторые из них носят чисто биологический характер: мозги у женщин и мужчин устроены по-разному. На поведение также оказывают влияние гормоны. Мальчики генетически запрограммированы быть более агрессивными, чем девочки, а в программе у девочек заложено стремление заботиться и воспитывать всех в большей степени, чем у мальчиков.

Признание, что между полами имеются биологические различия, не означает отступления в борьбе за равноправие — это просто осознание реальности. Существуют даже некоторые врожденные невербальные различия между мужчинами и женщинами, которые никак нельзя игнорировать: например, девочки быстрее овладевают языком, чем мальчики, которые превосходят их в способности к пространственным отношениям. Мы не одинаковые, да мы и не хотим, чтобы все были одинаковыми, а посему «Да здравствует непохожесть!».

Однако, хотя в последние годы основной упор был сделан на биологии различий между полами, я считаю, что процесс превращения детей в мужчин и женщин далеко выходит за рамки простой биологии. В частности, «воспитательные» факторы — как детей социализируют или как они учатся быть девочками и мальчиками в нашем обществе —- также оказывают сильное влияние на развитие и сохранение моделей невербального общения мужчин и женщин. (Основная идея заключается в том, что, раз многим из рассмотренных здесь видов коммуникативного поведения можно научиться, значит, от них можно и отделаться или видоизменить, после того как мы их осознаем.) Следовательно, нам надо по-прежнему наблюдать за тем, как неречевые сигналы, принимаемые и посылаемые при общении родителя с ребенком (и внутри объединения и общества), в конце концов формируют поведение.

В этом разделе мы поговорим о сочетании психосоциальных факторов, лежащих в основе социализации каждого ребенка, и рассмотрим три главные темы:
1. Как дети с момента рождения начинают невербальным путем выказывать свою ориентацию в отношении этого мира.
2. Когда и как устанавливаются обусловленные половой принадлежностью различия в невербальном поведении мальчиков и девочек.
3. Как в итоге эти различные невербальные стили поведения влияют на наши действия во взрослом состоянии.

Следует, однако, иметь в виду, что данная область исследования — изучение неречевого поведения детей в период развития — находится в стадии развития (прошу прощения за невольный каламбур). Другими словами, об этом нам известно еще не слишком много. Более того, в начальной стадии находится даже исследование появления половых различий. Тем не менее в этой главе я постараюсь представить вам широкий обзор того, что ученым уже известно о том, как мальчики становятся мальчиками, а девочки — девочками, особенно в отношении всего, что касается неречевого поведения.


Скачать курс по общей психологии.


Заказать словарь РЖЯ


Скачать жестовый язык в картинках


Курс обучения русскому жестовому языку

Курс обучения русскому жестовому языку


Курс обучения русскому жестовому языку

Карта