Прикосновения в нашей жизни играют настолько важную роль, что их отсутствие или недостаток может стать причиной нашего нездоровья или других расстройств. По мнению Сары Тренхолм, преподавателя общения в Итакском колледже, «у Людей, которым недостает прикосновений, могут возникать расстройства в физической, ментальной и социальной сферах. Многочисленные исследования в этой области обнаружили прямую связь лишенности прикосновений с депрессией, отчуждением и ожесточенностью». Рассказывая о своей недавно изданной книге «Интимное поведение: Долгий взгляд на то, что общество сделало, чтобы удовлетворить нашу потребность в физическом контакте с другими представителями нашего вида», Десмонд Моррис соотносит это с нашим опытом внутриутробной жизни. «Не думаете ли вы, что человеку необходим такой контакт из-за того, что весь период до появления на свет мы воспринимаем как «внутриутробное блаженство»? Безусловно, отчасти это именно так. Дело в том, что мы действительно испытываем внутри утробы полный комфорт. Но больше всего меня занимает переживание в утробе этого ощущения "всеобъемлющего объятия"».
Над этим стоит задуматься. Первое, что хотят сделать почти все родители после рождения ребенка, это взять младенца на руки и нежно его приласкать. Здесь, конечно, срабатывает психологический фактор установления связи, однако исследователи обнаружили еще одну вещь, а именно, что прикосновение и поглаживание малышей помогает им расти. Специалист по развитию и уходу за детьми Сузан Лудингтон провела эксперимент со 120 новорожденными, который полностью подтвердил это наблюдение. Младенцев в течение первых трех дней жизни интенсивно поглаживали более полутора часов каждый день и с удивлением обнаружили, что они набирали вес быстрее и приобрели двигательные навыки раньше, чем ожидалось.
Вдохновленная полученными результатами, Лудингтон продолжила исследования, задавшись вопросом, почему дети, которых гладили и ласкали, теряли меньше в весе от массы тела при рождении, чем дети, которых не гладили. Оказалось, что у первых в организме содержалось больше гликогена — химического вещества, играющего важную роль в накоплении энергии и массы. Не исключено, что такое ритмичное трение кожи о кожу при поглаживании усиливает развитие нервной системы, и, как было доказано, оно является чрезвычайно полезным для недоношенных младенцев.
«Насколько же сложными оказываемся мы, человеческие существа, — пишет Лудингтон. — Ну разве это не чудо, что, стимулируя осязание у вашего ребенка нежным ритмичным поглаживанием, определенно можно усилить его пищеварит тельную деятельность и рост». Возможно, кошки, кобылы и другие млекопитающие облизывают своих новорожденных детенышей отчасти из-за того, что прикосновение служит своего рода стимулятором, который запускает их сердце и систему пищеварения.
К сожалению, оправдывается и обратная зависимость. Смертность в XIX и начале XX века, особенно в результате заболевания, в те годы называемого маразмом (что в переводе с греческого означает «полный упадок сил»), была ужасающей. По сведениям преподавателей общения Рона Адлера и Нейла Тоуна: «В некоторых сиротских приютах смертность (от этого расстройства) составила около 100 процентов. Даже дети из оборудованных по последнему слову техники пансионатов, больниц и других учреждений постоянно испытывали недомогание и регулярно умирали... им не хватало прикосновений, и в результате они умирали». Сегодня это расстройство определяют как «неспособность расцвести в полную силу». По оценкам специалистов в данной области, 50 процентов детей, страдающих этим заболеванием, пребывают в таком состоянии из-за того, что недополучают родительского внимания. Вполне достаточно тех ужасных сцен в телевизионных репортажах из сиротских приютов в Румынии и — совсем недавно — Северной Кореи, чтобы понять, какие опустошения может причинить недостаток прикосновений в физической, связанной с развитием и эмоциональной сферах юного существа.
С 1970-х годов движение за самосовершенствование и развитие человеческого потенциала основной упор делало на стимулировании прикосновений, играющих решающую роль в здоровом эмоциональном, интеллектуальном, социальном и физическом развитии человека. Американцы, например, за последние десять — двадцать лет в попытке расширить и усилить тактильное (то есть связанное с прикосновениями) поведение в отношении своих детей, по существу, позаимствовали немало обычаев у других культур. В земледельческих африканских племенах женщины привязывают детей ремнями себе за спину и отправляются работать в поле, обеспечивая им тесный физический контакт с собой на двенадцать — четырнадцать часов в день. Аналогичным образом мы используем «Снаглис» или другие сумки для новорожденных, чтобы голова малыша лежала как раз на бьющемся сердце его матери. Во времена моего детства, в конце 1940-х и начале 50-х годов, о таких приспособлениях никто и не слышал, а я уже приобрела одно из них для обоих детей.
Специалист по развитию детей Уильям Шутц в своей книге «Сюда приходят все» так объясняет, почему прикосновение оказывается столь важным для эмоционального развития ребенка: «Свои чувства к ребенку родители передают физическим путем, прикасаясь к его телу или избегая прикосновений, а также посредством наставлений, которые они дают ему в отношении физического контакта. [...] Чувства, неосознанно передаваемые родителями через прикосновение, могут вызвать у ребенка смущение и конфликт. Иногда какой-нибудь «современный родитель» будет говорить вполне правильные вещи, почти не прикасаясь к своему ребенку, а в результате тот придет в замешательство из-за такой непоследовательности: «Если они действительно ко мне относятся так хорошо, как говорят, почему же они не дотрагиваются до меня?»
Прикосновение — это очень важный знак, который служит свидетельством симпатии и одобрения. Известно, что даже если оно противоречит другим неречевым знакам, например, позе и позиции, а также словам, оно все же определяет общее впечатление от передаваемой информации. К примеру, фраза: «Я люблю тебя», не подкрепленная ласковым прикосновением, прозвучит сухо и неискренне. Короче говоря, прикосновение является одним из самых действенных средств общения.