Хотя мужчины и женщины, похоже не являются пришельцами с других планет, как это пытается доказать Джон Грей в своем бестселлере «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры», они и в самом деле обнаруживают явные природные и относящиеся к,определенной культуре половые различия в своих стилях неречевого общения. В рабочей среде трудности и разногласия, возникающие из-за этих различий, не только снижают производительность и эффективность трудам, но и ухудшают моральный климат.
Рассмотрим ситуацию, в которую попали Андре — одна из немногих женщин-архитекторов в своей фирме. Однажды она узнала новость, что ее назначили руководителем проекта по реконструкции крупной больницы задание весьма сложное и ответственное. Во время очередного еженедельного совещания с Ларри, вице-президентом ее фирмы, она начала жаловаться на неприятности, возникшие у нее с очень важным подрядчиком. Ларри, не дав ей закончить, прерзвал ее на полу слове, отвел глаза, повернулся к ней спиной и занялся решением следующего вопроса с Фрэнком, другим руководящим работником их команды, сидевшим рядом с ним за столом. И поскольку Ларри прервал их взаимодействие, она так и же сумела сообщить ему, что ей уже удалось разрешить эту проблему.
«Я страшно расстроилась и чуть ли не с омерзением вышла из зала», — призналась Андре. Но Ларри просто вел себя, как: это делают многие мужчины: если он сталкивается с какой-то проблемой, ему надо побыстрее покончить с ней и забыто— типичный стиль пещерного человека. Однако его неречевое поведение обидело Андре. После того как «он прервал Андреа и «отключился» от нее, не сказав ни словва, она восприняла его поступок как то, что Ларри унизил ее, заставив почувствовать себя полным ничтожеством. Она даже не рассказала ему о своем успехе с подрядчиком, что в итоге подорвало ее доверие к себе.
Реакция Андре вполне понятна, так как вновь обрести твердость, после того как кто-то выбил у вас почву из-под ног, это, пожалуй, самое трудное, на что способна любая жгенщина. Такой поступок требует умения тактично проявить настойчивость, особенно если человек не хочет выглядеть пробивным. Но Андре все же не надо было отказываться от этого взаимодействия, пропитанного возмущением и обидой. Хотя босс и прервал ее, она тем не менее могла собраться, не потеряв своего престижа, и вновь завладеть его вниманием, в котором так нуждалась.
Итак, как ей следовало себя повести? Во-первых, она могла немного повысить голос, а тембр голоса надо было понизить и говорить более напористо, чем прежде (в такой ситуации бесполезно разговаривать высоким визгливым голосом маленькой девочки), И Потом она могла бы сказать: «Минуточку, Ларри, я еще не закончила, — быстро (на секунду) заглянуть ему в глаза — чуть дольше, и может создаться впечатление, что она просит разрешения. Затем ей надо было наклониться вперед и положить руки на стол для подкрепления своих слов. Если бы это не сработало и если бы ей было удобно, она могла бы слегка коснуться руки своего босса, чтобы привлечь его внимание и сказать: «Ларри, послушай меня, я занимаюсь данным вопросом, и мне нужно высказать свои соображения по этому поводу», Ее неречевое сообщение дало бы ему понять, что она полностью компетентна в этом деле и не нуждается ни в чьей помощи.
Попытки донять противоположный пол стали для большинства из нас настоящим испытанием! Конечно, в сфере наших личных взаимоотношений мы вполне можем, ретироваться со словами: «Да здравствует непохожесть!», но на работе такое недопустимо. В офисе крайне важно уметь общаться просто и ясно. Исторически так сложилось, что именно женщинам пришлось наводить мосты через пропасть при профессиональном общении, ибо они позднее пришли на рабочие места и видят свой долг в том, чтобы войти в уже сложившуюся мужскую рабочую культуру. Но в наши дни на работе занято почти столько же женщин сколько и мужчин. Последние статистические данные министерства труда США показывают, что при 52 процентах разводов женщины составляют 46 процентов всей рабочей силы и около 60 процентов женщин старше 16 лет ходят на работу. И редко кому удается не контактировать на работе с кем-то из представителей противоположного пола.
Во всех организациях в основном наблюдают за рядовыми работниками и немало внимания уделяют подготовке квалифицированных кадров. Сейчас многие корпорации обеспечивают своим сотрудникам разнообразное обучение, учитывающее особенности иных культур. Тем, кто говорит на других языках, помогают совершенствоваться в английском. Но во многих ли организациях учат своих работников гибкому общению с противоположным полом?
Скачать курс по общей психологии.
Скачать жестовый язык в картинках