Мимика. Чтение речи с губ и лица говорящего.

Обучение глухих устной речи. Основные методы

Устная речь, чтение мимики - интересная статья


Важнейший способ общения глухих - чтение речи с губ и лица говорящего. Проделаем простой опыт: подойдем к зеркалу и произнесем три гласных звука: А, И и О. Кажется, разница между ними настолько велика, что ничего не стоит научится читать речь с губ. Это далеко не так. Многие, совсем не сходные звуки образуются практически одинаковым рисунком губ говорящего. Специалисты, изучающие вопросы, связанные с чтением речи с губ, распределяют основные фонемы русского языка в следующие 15 групп:
-первая группа - А;
-вторая группа - О;
-третья - У;
-четвертая - Э;
-пятая - И, Ы;
-шестая - П, П`;
-седьмая - Ф,Ф`;
-восьмая - Ш, Ж, Ч, Щ;
-девятая - Р;
-десятая - Л`, Р`;
-одиннадцатая - С, С`, З, З`, Ц;
-двеннадцатая - Т, Д, Н, Л;
-триннадцатая - Т`, Д`, Р`;
-четырннадцатая - К, Г, Х;
-пятннадцатая - К`, Г`, Х`.

Нетрудно видеть, что только первые четыре гласных звука и звук Р имеют настолько характерные признаки, что занимают самостоятельные группы. Во всех остальных случаях группа с одинаковым видимым положением губ объединяет несколько фонем - иногда до шести.

Слышащим трудно понять, как справляются глухие с распознованием звуков и слов, когда такое значительное число фонем имеет почти одинаковые видимые образы. Назовем несколько обстоятельств, помогающих решению этой трудной задачи. Первое из низ - избыточное информативность речи. Иногда необходимо лишь несколько верно схваченных звуков, чтобы понять смысл сказанного. Очень существенны для разгадки таких ребусов знание предмета разговора и догадка. Последняя в свою очередь зависит от словарного запаса глухого.

Важными условиями также являются четкая артикуляция, хорошее освещение и медленная, ясная речь. Усы и борода сильно снижают понимание речи. Например: глухому мальчику говорят: "папа ушел на работу". Слово "папа" с губ читается совершенно так же, как "мама", "баба". Но мальчик знает, сто если б первое слово было "мама", начало фразы звучало бы "мама ушла", а концы слов "ел" или "ла" отлично различаются.

Очень важно научиться внимательно следить за губами говорящего, уметь отличать характерные для звуков признаки.

Некоторые воспитатели и педагоги справедливо отмечают, что чтение с губ больше напоминает искусство, чем науку. Для него существенны специальные способности. Как правило, люди, утратившие слух в юношеском или зрелом возрасте, не в сотоянии освоить подобный метод в такой степени, как маленькие глухие. При раннем обучении этому искусству особо одаренные виртуозы почти безошибочно считывают речь с губ незнакомых людей, не только если смотрят в лицо говорящего, но и в профиль. Некоторые глухие настолько хорошо овладели этой техникой, что с их помощью оказалось возможным воспроизвести речь людей, снятых на пленку в те времена, когда видео было немым. Так удалось восстановить текст нескольких выступлений Ленина.

Чтение речи с губ - пожалуй, наиболее трудный способ общения глухого и слышащего. Но он очень важен. Разговоры на улице, вопросы о наличии товара в магазине и его цене происходят, как правило, именно таким образом. Так же осуществляется глухими восприятие лекций, если он учится в учебном завидении наравне со слышащими.

Вот почему независемо от срока наступления глухоты надо осваивать чтение с губ употребительных слов и выражений. Если у глухого сохранилась устная речь удовлетворительной разборчивости, он может сам задавать вопросы, строя разговор таким образом, чтобы по движениям головы, соответствующим словам "да" или "нет", понять смысл ответа.

Ситуация несколько упрощается, если говорящий знает, что перед ним человек, который не слышит. В таких ситуациях нужно следить, чтобы особенности движения губ были отчетливо видны глухому. Рекомендуется запомнить звуки, имеющие одинаковый рисунок губ. Хорошо, если слышащий знает пальцевую азбуку. Тогда можно помочь глухому понять проимзносимое слово.

Несколько лет назад в Галлодетском колледже глухих в США профессор предложил услвершенствовать способ чтения с губ звуков, рисунки которых мало отличаются друг от друга. Одновременно с устной речью говорящий показывает рукой простые знаки. Например, слоги "да", "на", "та", "па", "ба", "ма", выглядят при чтении с губ почти одинаково. Профессор предлогат одновременно с произносением слога "да" показывать ребенку наклоненную кисть с одним вытянутым пальцем, при слоге "на" - ту же кисть с четырьмя вытянутыми пальцами, при слоге "та" - то же положение кисти, но пять пальцев. Для слогов "па", "ба", "ма", кисть расплогается вертикально и вверх направленны соответственно один, четыре, пять пальцев. Профессор назвал эту систему дополнительной речью. По его мнению, предлогаемые простые знаки могут быть освоены в течении 15 часов. Они проще выполняются и легче запоминаются, чем пальцевая азбука. Дополнительная речь особенно существенна при обучении маленьких детей. Она помогает ребенку быстрей освоить чтение с губ. При обучении глухих в масовой школе педагогам легко выучить простые символы для общения с неслышащими.


Заказать диск


Курс обучения русскому жестовому языку

Курс обучения русскому жестовому языку


Курс обучения русскому жестовому языку

Карта