Писаренко Александр Алексеевич, адвокат, магистр бизнес администрирования.
Юридическое бюро Писаренко.
Юридическое бюро Писаренко предоставляет услуги по обжалованию приказов налоговых органов о проведении плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся по плану-графику, который утверждается заранее на год вперед.
Внеплановые - исключительно при наличии одной из оснований, указанных в ст 77, 78, п.п. 44.7, 50.3, 200.11, 201.10, п. 3 подраздела 9-2 Налогового кодекса Украины.
Если вы получили заказное письмо с уведомление о плановой проверке и копией приказа руководителя налоговой инспекции о ее проведении не позднее чем за 10 дней, то оснований для обжалования налоговой проверки встречается не много.
Основания для обжалования плановой налоговой проверки сводятся к нарушению формальных правил, которые допускается мало, в частности:
1) нарушение периодичности проверок в зависимости от степени налогового риска в деятельности вашего предприятия;
2) отсутствие «живого» подписи руководителя или заместителя руководителя органа ГНС в приказе на проведение проверки, отсутствие гербовой печати этого органа при сборке не на бланке ГНС;
3) отсутствие направления на проверку у проверяющих;
4) в направлении на проверку не указаны дата выдачи, реквизиты приказа о ее проведении, реквизиты проверяемого субъекта, цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и ФИО проверяющих;
5) непредъявление служебных удостоверений проверяющими;
6) отказ ревизоров от подписи в журнале регистрации проверок.
Если вам направлено заказным письмом приказ ГНИ о внеплановой проверке, то по практике находится много оснований для его обжалования.
Налоговый инспектор может начать внеплановую проверку исключительно при наличии законных предпосылок для ее проведения, которые указываются в приказе и направлении на проверку.
Оформление этих документов с нарушением ст. 81 Налогового кодекса Украины является основанием для недопущения проверяющих к внеплановой проверки, а также для их признания незаконными судом в налоговом споре.
Основания для проведения внеплановой налоговой проверки (ст. 78 НКУ):
- в результате проверок других лиц или получения налоговой информации выяснены обстоятельства нарушения налогоплательщиком налогового, валютного и другого контролируемого налоговой инспекцией законодательства, если плательщик не предоставил объяснений и их документального подтверждения на обязательный письменный запрос налоговой инспекции, в котором указываются нарушения указанного законодательства или недостоверность данных налоговой декларации в течение 10 рабочих дней от получения запроса;
- не представление плательщиком в установленный срок налоговой декларации, расчета, отчета;
- подано возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ней налоговое уведомление-решение, если плательщик ссылается на обстоятельства, не учтенные ревизором при налоговой проверке;
- получение решения суда о назначении проверки или постановления органа оперативно-розыскной деятельности, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом;
- наличие сведений об уклонении плательщиком от налогообложения оплаты труда или доходов наемным лицам, в том числе вследствие незаключения с ними трудовых договоров;
- наличие сведений об осуществлении плательщиком хозяйственной деятельности без государственной регистрации;
- если подан уточняющий расчет к декларации за период, проверяемый период;
- если не подано уточняющего расчета в течение 20 дней после справки электронной проверки, которой выявлены нарушения налогового законодательства;
- если даны при применении налогового компромисса уточняющий расчет за периоды, по которым налоговая проверка не проводилась;
- при наличии достаточных оснований для вывода, что расчет бюджетного возмещения НДС сделано вопреки налоговом закона;
- если плательщик до окончания проверки прислал с описанием в налоговую инспекцию копии документов, отказался учесть ревизор, или если в течение 5 дней после акта проверки предоставил ГНИ документы, подтверждающие показателей своих налоговых деклараций.
Приказ налоговой инспекции на проведение внеплановой проверки законный только в случаях, если одновременно соблюдаются все условия соответствующего подпункта ст. 78 НКУ.
Например, согласно п. 78.1.1. такими условиями являются:
1) принятие приказа в связи с проверкой контрагентов налогоплательщика или если на основании полученной налоговой информации выявлены факты возможных нарушений налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства;
2) налогоплательщик не предоставил объяснений и их документальных подтверждений на письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Вышеупомянутые условия нередко нарушаются ГНИ, особенно если плательщик занимает твердую формализованную позицию в отношениях с налоговой инспекцией и действует последовательно, пользуясь законными правами, с участием адвоката по налоговым спорам.
Поэтому, приказы начальника налоговой инспекции на внеплановую проверку признаются противоправными и отменяются судом в процессе обжалования налоговой проверки из распространенных оснований:
1) Не направления налогоплательщику запроса о предоставлении объяснений и документов перед проведением проверки;
2) составления запроса ГНИ с нарушением пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины;
3) направление налогоплательщику письмо ГНИ о предоставлении документов или совершение действий, который противоречит смыслу пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины, то есть не является запросом в понимании настоящего подпункта;
4) требование налоговой инспекции предоставить документы, не относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не связанные с уплатой налогов, не относятся к полномочиям ДФС;
5) в приказе налоговую инспекцию не указано, какие именно обстоятельства, определенные ст 77, 78 Налогового кодекса Украины, стали основанием для проведения внеплановой проверки;
6) своевременное предоставление налогоплательщиком объяснений и некоторых документов на запрос ГНИ;
7) проведение внеплановой проверки по вопросам, которые были охвачены предыдущей налоговой проверкой.
Обжалование приказа на проведение налоговой проверки возможно реализовать до ее начала при одновременном недопущении проверяющих к ее проведению. После допуска налоговых инспекторов плательщиком и проведения ими проверки обжалования действий налоговой инспекции по ее проведению является бесперспективным.
При недопущении ГНИ к налоговой проверке и обжаловании приказа на ее проведение следует оперативно быть готовым защищать свои права в другом процессе - по представлению ГНИ в суд о наложении административного ареста на средства или о подтверждении обоснованности административного ареста имущества.
Одновременное ведение налоговым адвокатом указанных судебных процессов обеспечивает:
1) надлежащее судебное разбирательство обжалования приказа о налоговой проверки;
2) невозможность наложения ареста на имущество и денежные средства налогоплательщика.
Дополнительно из практики обжалования действий налоговых органов читайте здесь, здесь и на "Форуме Юридического бюро Писаренко" .
Писаренко Александр Алексеевич Адвокат, магистр бизнес администрирования.
Тел. +38 (044) 270 60 46
Моб. +38 (050) 719 10 16
E-mail: [email protected]