Надо ли наказывать ребенка?

Надо ли наказывать ребенка

Почему-то дисциплину всегда связывают с наказанием, хотя это две разные вещи.

Дисциплина — это те правила, которые помогают ребенку счастливо жить. К дисциплине приучают с раннего возраста, так как порядок и правила существуют для любого возраста.

Дисциплина всегда связана с пониманием ребенка. Ведь вы не будете учить годовалого малыша не брать спички, лекарства, не бить бокалы — вы их просто уберете, закроете окна, заклеите розетки.

А в отношении некоторых вещей, которые нельзя убрать, твердо скажете: «Нет». Нельзя мучить животных, открывать газ, дергать других за волосы, рвать на клумбах цветы.

Запретив некоторые плохие действия малыша, их можно преобразовать в хорошие.

Если он хватает за хвост животных, дергает вас за волосы, бьет по лицу, нужно заменить эти действия другими — научить ребенка, как гладить киску, как ласкать маму, как нюхать цветочки.

В отличие от дисциплины наказание — это всегда боль или неприятность, причиняемая нам за ошибки, проступки.

В нашем обществе дисциплину, порядок и наказание не разделяют. Как вы считаете, это правильно?

Мне кажется, что дисциплину и наказание нужно разделить.

Если малыша до трех лет надо приучать к порядку и дисциплине, то физически наказывать нельзя. Подумайте, за что его наказывать? За то, что он не может сдержать своих чувств, или за то, что он не понимает, что вырезать дырку на платье плохо, а может, за то, что он не может сразу отпустить из рук игрушку, которую вы просите?

Вы скажете: «Я нашлепаю ей, и она будет знать, что так делать нельзя». Не обольщайтесь! Во-первых, малышка не сможет понять, за что вы ее наказали. Она нарезала таких красивых лоскутков, а вы вдруг напали на нее. Во-вторых, малышка действует импульсивно, она не сможет удержаться от искушения, если ножницы лежат рядом. Если бы вы спокойно объяснили ей, что этого делать нельзя, и убрали ножницы, она бы запомнила это. А сейчас, когда ее так жестоко наказали, она чувствует себя несчастной, обманутой и отвергнутой самым близким ей человеком, а почему — не знает.

Не удивляйтесь: если вы часто будете наказывать, она может стать агрессивной и набрасываться на вас или других детей. И это естественно, ведь именно вы показали ей, как это делается.

Возможно, вы думаете: «Вот, меня били в детстве, а ничего, выросла». Вспомните, нравилось ли вам, когда вас били, что вы чувствовали по отношению к тому, кто это делал? Не стали ли вы после этого более нервной, злой, недоверчивой, агрессивной? Принесло ли это пользу вашему характеру и вашей душе?

Допустим, отец скажет: «Ну что ж, я не буду его бить, он вырастет неженкой и не сможет постоять за себя». Подумайте, о чем мы говорим? О самообороне или о приучении к дисциплине и порядку? Для обучения самообороне существуют другие, гораздо более эффективные средства.

Некоторые матери откровенно говорят, что, когда они бьют ребенка, им становится легче, они «разряжаются», дают выход своей агрессивности. Скажите, а чем виноват малыш? Почему вы не даете выход своей агрессивности, поработав на кухне, постирав белье, пробежав несколько кругов по стадиону, а бьете более слабого ребенка? Тщательно подумаем о своих чувствах и о наказании. Зададим себе вопрос: «Почему я бью своего ребенка? Нужно ли это делать? Приносит ли это ему пользу?»

Вы поняли, что малыша нельзя наказывать до тех пор, пока он не сможет осознать, за что его наказывают, иначе он или будет агрессивен, или, наоборот, неуверен в себе, пассивен. К трем годам малыш знает, что плохо, а что хорошо, но к физическим наказаниям лучше не прибегать. Вы наказываете ребенка очень редко, а чаще поощряете за хорошее поведение, и ваш малыш в эти редкие моменты, когда вы недовольны его поведением, сразу остро чувствует, что сделал что-то не так.

Кратко запишем правила наказания.
1. Наказывать надо как можно реже. До двух лет наказывать бесполезно. До трех лет физические наказания недопустимы.
2. Причина наказания должна быть понятна малышу.
3. Наказание применяется сразу после проступка, иначе ребенок забудет, почему его наказывают.
4. Наказание должно быть естественным: если малыш разрисовывает мелом стены, мел нужно спрятать; если долго не идет есть, нужно убрать еду (но только если малыш понимает, почему вы это делаете!).
5. Физические наказания нежелательны.
6. Если вы не думаете наказывать ребенка, не угрожайте ему наказанием. Это — пустая угроза.

Можно показать, что вы недовольны или огорчены действиями ребенка, но нельзя наказывать лишением любви: «Ты плохо себя вел, я тебя больше не люблю и не замечаю». Это ранит душу малыша не меньше, чем физическое наказание, ведь он все понимает буквально. Любовь и защищенность — главные потребности ребенка в этом возрасте, а их отсутствие делает его агрессивным.

Наказывать малыша редко — более эффективно. Частые наказания перестают оказывать действие, и их суровость должна возрастать.

Задумайтесь: почему мне приходится часто наказывать моего ребенка? Кто виноват? Может быть, я требую слишком много? Может быть, он копирует мое поведение? Может быть, я просто вымещаю на нем свои злые чувства? Мне кажется, малыш стал агрессивным, упрямым, вспыльчивым, а иногда он боится чего-то. Почему? В чем причина?

Как приучать малыша к порядку?

Как приучать малыша к порядку

Для вашего малыша порядок гораздо важнее, чем для ребенка, который слышит. Почему?

Все, что происходит вокруг слышащего ребенка, связывается в единую разумную цепь событий речью взрослых. Ребенку дается объяснение, почему раздался звонок, почему папа поздно пришел с работы, почему зашла соседка, почему надо пойти в магазин, почему зазвонил телефон. У вашего малыша такой связи через тысячи слов и звуков нет, поэтому, чтобы понять, что происходит вокруг, ему нужен строгий режим дня.

Повторяясь день за днем, порядок поможет ему узнать, что и после чего он должен делать: завтрак, игра, сон, туалет — все должно совершаться в определенные часы с постоянным ритмом.

Соблюдать режим непросто и для родителей слышащих детей, для вас это потребует дополнительных усилий и отдачи. В атмосфере порядка ваш малыш почувствует себя уверенно, он поймет, что все идет так, как надо.

Постоянным должен быть не только распорядок дня, но и ваше отношение к малышу. Если временами вы с ним приветливы, веселы, а в другое время — нетерпеливы и раздражены, вы не сможете объяснить ему причины. Поэтому он будет чувствовать себя обиженным и ненужным. А отсюда один шаг до агрессивности, сверхвозбужденности или, при другом характере, излишней стеснительности.

Проблема порядка ведет к вопросу о дисциплине. Нужна ли для вашего малыша дисциплина? Что такое дисциплина?

Дисциплина — это правила поведения, которые помогают нам жить в мире людей и вещей. Дисциплина дает возможность вашему малышу чувствовать себя уверенно, так как он будет знать, что от него ожидают окружающие, она помогает правильно общаться с другими людьми. Правила также научат вашего малыша, что для него опасно, а что безопасно.

Далее, на основе дисциплины у него разовьется самодисциплина, т.е. он будет вести себя хорошо не потому, что боится осуждения или наказания, а потому, что знает, что так надо себя вести, чтобы быть человеком и жить в обществе.

Плохо, когда дисциплина отсутствует, но плоха и чересчур суровая дисциплина.

При отсутствии правил поведения ваш ребенок не будет чувствовать себя уверенно, он может вырасти эгоистом, думающим только о себе, грубым, не считающимся с чувствами других людей, плохим товарищем. Кроме того, он может, не зная правил, попасть в опасную для жизни ситуацию.


Подумайте, не чересчур ли у вас суровая дисциплина?
Не одергиваете ли вы беспрерывно ребенка?
Не требуете ли вы от него, чтобы он был идеально послушен, чистоплотен, вежлив?
Таких детей не бывает.

При чересчур суровой дисциплине и дети, и родители несчастливы: родители — оттого, что дети не достигают их высоких мерок, а дети — оттого, что стараются, но не соответствуют требованиям родителей, в результате между ними нет теплых отношений.

Что вы должны иметь в виду, устанавливая правила поведения для детей до трех лет?

Малыш не может сдерживать свои чувства. Если он чувствует злость и гнев, то он кусается, царапается. В ответ, я думаю, вы не будете кричать, царапаться и кусаться, иначе ребенок поймет, что крик, царапанье и кусанье — это обычные средства воздействия на других людей. В этом случае надо отвлечь внимание малыша или дать ему что-то поесть.

Малыш понимает мир совсем по-другому, чем вы. Например, пока вы были в соседней комнате, малышка достала ножницы и вырезала большую дырку в нарядном платье, которое вы недавно принесли от портнихи. Малышка счастлива — дырка большая, у нее получилось много красивых лоскутков. Она радостно показывает их вам, когда вы вошли в комнату. Она не понимает, какие надежды вы возлагали на платье, сколько денег оно стоило, сколько раз вы ходили к портнихе на примерку. Она не знает, что испортила платье. Она думает, что стало даже лучше. Вам понятно, насколько иначе она все воспринимает?

Ваш ребенок в возрасте после года часто попадает в такие ситуации, которые он не может понять. Он растерян. Например, когда мама жестом просит дать игрушку, которую он держит в руке, малыш протягивает руку, но не может выпустить игрушку из рук. Как трудно малышу, когда он хочет что-то, но не понимает, почему он не может это сделать!

Во всех этих случаях вы понимаете, что ребенка не за что винить, его надо понять и попытаться помочь, например, в первом случае преодолеть злые чувства, во втором — убрать ножницы и сдержать себя, в третьем — переключить его внимание.

Имейте в виду, что совсем маленькие дети, даже слышащие, не понимают многих ваших приказов. После года они знают значение слова НЕТ, выраженное жестом и кивком головы. Но такие приказы, как: «Поторопись! Подожди. Не сори. Не спотыкайся. Не бегай. Сиди тихо», — для них непонятны и невыполнимы.

Я удивляюсь, как часто родители не выносят, когда в томительном ожидании в очереди (в поликлинике или магазине) дети бегают, кричат. А ведь они — не старички, двигаться для них так же естественно, как дышать, а сидеть и ничего не делать — самое большое наказание. За что же их наказывать?

Запрещать вашему малышу что-то можно лишь тогда, когда вы твердо уверены, что он понимает, что вы ему запрещаете. В противном случае вы только потеряете свой авторитет.

Если вы уверены, что малыш вас понимает, вы должны быть уверены и в том, что именно это следует запрещать и что ребенок обязательно послушается. Иначе он чувствует вашу неуверенность.

Если вы не уверены, что запрещать, а что разрешать, спросите у родителей других глухих малышей. Тех, кому вы доверяете.

Последовательность в применении запретов и других правил в дальнейшем спасет малыша от многих неприятностей. А разве не надо наказывать малыша?

Нормально ли для глухого ребенка быть сверхактивным?

Нормально ли для глухого ребенка быть сверхактивным

Много лет работавшие с детьми педагоги отвечают на этот вопрос утвердительно: «Да, глухой ребенок бывает физически более активен, чем слышащий». Наибольшая активность у слышащих детей наблюдается перед овладением речью: именно с помощью действий малыш познает предметы вокруг него. Когда он начинает говорить, его физическая активность уменьшается.

Ваш ребенок в возрасте около двух лет не разговаривает, поэтому его двигательная активность не снижается.

Действия служат ему для мышления, познания, контакта с людьми. Они заменяют ему речь.

Когда он научится говорить и понимать устную речь на слухо-зрительной основе, нужда в действиях станет меньше.

Конечно, причина сверхактивности ребенка не всегда заключается именно в этом. Причинами могут быть: нарушения режима дня; противоречивые требования к малышу и трения между родителями; чувство, что он в семье не нужен; непонимание, что от него хотят; избалованность или ревность к братьям и сестрам. Подумайте, не действует ли на вашего ребенка одна из этих причин?

Если все в порядке, главное — понять, что у вашего ребенка большая потребность в действиях, тогда вы найдете выход из положения.

Мама одного глухого американского ребенка предлагает меры, способные успокоить малыша. Они помогали ей не раз.

К ним относятся: успокаивающая теплая ванна; стакан теплого молока с ванилином или холодного молока с мороженым; отдых ребенка в спокойном тихом месте, где, например, горит свеча (или огонь в печке или камине); успокаивающая музыка; трехразовая пробежка вокруг дома (для детей более старшего возраста).

Необходимо использовать двигательную активность ребенка, а не пытаться ее погасить.

Активность должна помочь малышу учиться, расти и получать радость от жизни. Например, малыш не любит убирать игрушки после игры. Но если вы введете соревнование, кто быстрее положит все игрушки в ящик, он с удовольствием потратит свою энергию и научится полезному делу. Ваш малыш должен выпускать свою неуемную энергию в подвижных играх (мяч, прятки и т.п.). В дальнейшем он будет играть в них с другими детьми. Он может катать машинки, тянуть их на веревочке, играть в большие кубики и песок. Особенно хорош для него гимнастический комплекс: шведская стенка, горка, качели, турничок.

Организовывая жизнь малыша, вы встретитесь со многими трудностями, которые возникают преимущественно у глухих детей.

Как малыш воспринимает психические качества взрослого?

Как малыш воспринимает психические качества взрослого

К трем годам при наличии знакомой для малыша ситуации он знает, что видит, чувствует и хочет взрослый, и может использовать это знание для своих нужд. Например, в три года он знает, видит или не видит взрослый предмет, расположенный между ним и ребенком. Он понимает, что, если у предмета две разные стороны, взрослый видит ту сторону предмета, которая обращена к нему.

Хотя представление о внешнем виде взрослого и о нем как о субъекте действий имеется у ребенка несколько раньше, чем представление о себе, основные этапы познания себя, другого человека и предметов связаны друг с другом.

Сначала слитые с ситуацией, неясные, эмоционально окрашенные представления уступают место более четким представлениям об объектах, самом себе и окружающих людях. Выделение, абстракция и обобщение признаков себя, другого и предметов проходят этапы, отраженные в обозначающих их знаках — от взгляда к указательному жесту, называемому имени (мама, папа, первые слова), к имени собственному, затем к названиям предметов и местоимениям (стол, мяч, я, ты, они и др.).

Как происходит выделение собственных качеств и качеств другого у вашего малыша? Ваш ребенок, вероятно, позже, чем слышащий, начнет указывать на себя.

Если среди 70 слышащих детей в возрасте 9—20 месяцев все дети, кроме одного, употребляли этот жест, то среди 19 глухих детей того же возраста — только трое.

Ваш малыш будет указывать на себя или на части своего тела (глазки, носик, ушки и т.п.) после развития взглядов «ищущий оценку» и соединяющий. Например, у нашего знакомого Сережи взгляды «ищущий оценку» и соединяющий появились в 1 год 3 месяца. Невидимые ему части своего лица Сережа не показывал до двух лет, хотя хорошо указывал на эти части лица у взрослых и кукол. В два года мама стала учить Сережу показывать глазки после того, как он прочитал это слово с губ. Мама говорила: «Где глазки?» — и указывала на Сережу. Если малыш понимал вопрос, он показывал, но неточно. В этом же возрасте, когда Сережа начал пользоваться слуховым аппаратом, его стали учить указывать на себя при предъявлении своей фотографии.

До 1 года 10 месяцев Сережа не показывал на себя как на владельца своих вещей. Когда мальчику исполнился 1 год 10 месяцев, мама начала сравнивать его вещи с вещами его брата. Она показывала вещь, прикладывала ее к нему, спрашивала: «Это твое?» Если вещь принадлежала Сереже, он отвечал на вопрос взрослого кивком. В дальнейшем мама лишь показывала вещь и задавала вопрос. В ответ Сережа сам прикладывал свои вещи к себе и кивал головой. Если вещь принадлежала брату, он отрицательно качал головой.

Вы поняли, что познание малышом взрослого, себя и предметов тесно связано между собой. Наряду с выделением в совместных играх качеств предметов вы целенаправленно развиваете у малыша представления о частях лица и тела взрослого (или куклы) и своих, расспрашиваете, что он видит и чувствует. Для всего этого, как вы понимаете, нужно развитие взгляда «ищет оценку своим действиям».

Итак, вы старательно занимаетесь с малышом, но чувствуете, что он становится более пассивным, с неохотой проводит с вами время. Как сделать, чтобы малыш хотел узнавать новое, был активен и предприимчив?

Кроме того, что игры с малышом должны быть интересными, включать новые яркие впечатления, ребенок должен чувствовать свой успех и достижения. Имея успех, он будет уверенным в себе, а это необходимо для желания заниматься чем-то новым.

Если ваш малыш боится, не уверен в себе и не хочет заниматься никаким новым делом, это не значит, что он упрям или глуп, просто его нужно чаще хвалить и указывать на его конкретные успехи. Тогда он будет уверен, что выполнит ваше задание хорошо.

Не надо выдуманных достижений и незаслуженных похвал! Когда малыш привыкнет к режиму дня и будет его выполнять, всегда можно найти, за что похвалить: и за то, что держит ложку, и за то, что сам умывается, вытирает руки, строит пирамидку, рисует.

Вредное чувство неуверенности может возникать, если вы даете ему задания, слишком трудные для его возраста. Нельзя учить ребенка одеваться, есть ложкой, не мочиться в постель, когда он еще не дорос до этого.

Итак, вы знаете, какие достижения должны быть у малыша в общении, мышлении, познании себя и других людей. Но вам очень мешает и просто ставит в тупик двигательная активность малыша.

Нужно ли развивать у ребенка представление о самом себе?

Нужно ли развивать у ребенка представление о самом себе

«Я — последняя буква алфавита». В этих словах отражено наше отношение к самим себе.

«Не высовывайся», «скромность украшает человека», «нечего заниматься самокопанием», «незаменимых людей нет» — все эти окрики общества, обращенные к человеку, не способствовали самопознанию, самоутверждению и самоуважению. А между тем именно преступники не любят, не ценят, не уважают себя, их представление о себе неопределенно, нечетко, противоречиво, неустойчиво, они не умеют уважать свое «я».

Психологи считают, что устойчивое, четкое положительное представление о самом себе, самоуважение — это основные условия хороших отношений с людьми, личного счастья и плодотворной жизни.

Понимание ребенком себя не только зависит от его познания окружающего мира, но в свою очередь влияет на его развитие. Как ребенок начинает познавать себя?

Можно познавать себя с разных сторон: познание своего тела, наружности, познание себя как субъекта действий, т е. умеющего что-то делать; как социального существа: члена семьи, общества и т.д.; познание себя как человека, имеющего психические качества.

Сначала младенец смутно ощущает свое тело при движениях, физических отправлениях, смене положения.

В 5—8 месяцев дети «узнают» себя в зеркале по случайным признакам. Эти признаки связаны с движениями ребенка, видимыми в зеркале, и с их ощущениями в мышцах. Ребенок двигается, смеется, касается рукой зеркала, ощущая это. Изменения его образа в зеркале совпадают с разными мышечными ощущениями. По мышечным ощущениям, служащим причиной изменений в зеркале, малыш как бы узнает себя. Однако целостного образа своего тела у него еще нет.

С 9—12 месяцев наблюдается начало узнавания себя по неслучайным признакам: малыш тянется к игрушке, висящей у него за головой, если видит игрушку в зеркале. В этом возрасте в ответ на вопрос взрослого он также начинает выделять и указывать видимые ему части своего тела: ручки, ножки, пальчики.

Только с 15 месяцев малыш узнает свою внешность целиком, по неслучайным признакам. Если помадой поставить ему розовое пятнышко на носу, он дотрагивается до носа, когда видит себя в зеркале.

Он начинает показывать и невидимые ему части своего тела: ушки, глазки, носик, головку, волосы. В это же время появляется указательный жест на себя, когда родители спрашивают: «Кто это сделал? Чья это кукла?» Если же малыш умеет говорить, он в ответ называет себя по имени.

К двум годам ребенок начинает сознавать свои действия, а также свои психические состояния — желания, чувства, намерения.

В 1 год и 8 месяцев он говорит о своих действиях: «Построил! Упала!», а через 2—4 месяца — о состояниях, используя глаголы, прилагательные и наречия: больно, не могу, нравится, нужно, хочу, стараться, любить и др.

Затем малыш говорит, что он может что-то сделать. Осознав цель действия, он начинает понимать, что может начать, прекратить или продолжить действие.

К 2 годам и 3 месяцам у ребенка имеется самосознание, частично отражающее принятые нормы, и он понимает, можно ли их выполнить.

В период после двух лет малыш становится менее стеснительным, меньше отвлекается в играх, меньше раздражается и пугается. Это объясняется тем, что ребенок начал сознавать свои возможности.

Представление ребенка о себе тесно связано с его отношениями с людьми, в первую очередь с членами его семьи. Например, в семье, где двое детей, старший ребенок может занять позицию взрослого. Тогда он смотрит за младшим, старается выполнять «взрослые» дела, соблюдает правила туалета, ведет себя самостоятельно.

Если же он ревнует к малышу, занимает позицию «маленького», он может начать мочиться в постель, сосать пустышку, перестать есть ложкой, разговаривать. Процесс различения и принятие своей роли в семье проходит несколько этапов.

Сначала ребенок не отделяет себя от взрослого — это единство ребенка и ухаживающего за ним взрослого — «пра-мы».

К полутора годам ребенок уже выделяет себя и других, но представление о своих отношениях с другими еще не обобщено. Дети этого возраста охотно играют в парные симметричные игры (прятки, катание мяча), но обычно ведут какую-то одну из ролей и лишь учатся действовать и «за себя», и «за партнера».

К двум годам позиции ребенка и взрослых постепенно выделяются, конкретизируются: ребенок меняет интонацию, когда говорит за другого, охотно меняется с партнером в парных играх.

К трем годам малыш уже учитывает свою позицию «я» и позицию другого в конкретной ситуации, появляются местоимения «я» — «ты» (я — мама, ты — дочка). У ребенка складывается представление о себе в семье как о маленьком или большом (если есть еще более маленькие).

Качества малыша в раннем детстве выделяются им при сравнении себя и взрослого. Поэтому для понимания развития у ребенка представления о себе важно знать, как у него возникает представление о взрослом. Это тоже необходимая веха в его психическом развитии.

С рождения младенец по-разному реагирует на лицо человека и на предмет. При виде человеческого лица он совершает движения как бы входа и выхода из диалога: младенец улыбается, его ручки двигаются из стороны в сторону, как будто он машет ими, головка и тело то как бы движутся к человеку, то отворачиваются от него, ротик делает движение выдоха, как при разговоре.

При показе объекта младенец как бы старается достать его: личико внимательное, ротик открыт, что производит впечатление сосредоточенности, ручки двигаются вверх, затем кулачки сжимаются и как бы схватывают предмет в начале своего движения. Однако врожденно младенец не предпочитает лицо неживому предмету, обладающему такими же признаками, что и лицо: одинаковой длиной, деталями, очертанием, движениями и пр. В 2 месяца у младенца появляется интерес ко всем людям, но он не различает отдельных людей и улыбается матери так же, как и незнакомым людям.

С трех месяцев младенец отличает отца и мать от незнакомых людей такого же возраста и пола, вероятно используя такие признаки, как платье, прическа, рост, черты лица, запах и различия в голосе.

Настоящее узнавание «своих» и отличение их от «чужих» появляется лишь после 8 месяцев, когда малыш начинает бурно отрицательно реагировать на незнакомых людей: он плачет и отворачивается от врачей, воспитательницы в яслях, не идет на руки к чужим. В это же время он начинает показывать ротик, глазки, головку и т.п. у взрослых и куклы.

Итак, к году ребенок различает «своих» и «чужих» по телесным признакам, у него имеется представление о людях, с которыми он общается, у взрослых он различает возраст и пол. К полутора-двум годам эти представления еще более дифференцируются — ребенок начинает называть окружающих.

Понимание взрослого как действующего лица — субъекта действий — начинается очень рано, до конца первого года жизни, когда развивается соединяющий взгляд, связывающий ребенка, объект и взрослого.

Этапы развития соединяющего взгляда показывают зарождение и становление представления о взрослом как субъекте действий.

Как развивается мышление глухого ребенка?

Как развивается мышление глухого ребенка

В 8—12 месяцев, он, как и слышащие дети, выявляет физические признаки предметов: вставляет меньшую чашечку в большую, ставит кубик в формочку, стучит палочкой по барабану, выбрасывает игрушки из манежа, катает мяч, засовывает в дырочку палец.

В 12—18 месяцев ваш малыш выполняет предметные действия: метет веником пол, вытирает пыль, строит башню из кубиков, кормит маму и куклу, сует штепсель в розетку, кладет вещи на место.

В 18—24 месяца происходит дальнейшее развитие предметных действий, они становятся более осмысленными.

Однако у вашего малыша предметные действия могут возникнуть позже, чем у слышащего: не с 10—11 месяцев, а после года.

У слышащих детей пусть даже и малопонятная речь взрослого вызывает внимание к предмету и к самому взрослому, в результате чего у ребенка развивается взгляд «ищет оценку» своим действиям.

Взгляд «ищет оценку». Последующие действия и слова взрослого привлекают внимание слышащего ребенка и к действиям взрослого, и к своим, помогают их сравнить, организовать свои действия и, если нужно, изменить.

Развитие взгляда «ищет оценку» у вашего малыша зависит от вашего умения в игровой форме с помощью жестов, мимики, улыбки, а может быть, и кукол привлечь внимание к действиям с предметами, организовать их у ребенка, поощрить его при самом минимальном успехе.

От ваших занятий с малышом зависит и развитие соединяющего взгляда, который отражает связь между ребенком, предметом и вами. Ваша домашняя работа (приготовление пищи, стирка, глаженье, уборка) — это неисчерпаемый запас функциональных действий и ситуаций общения!

Очень большую роль в развитии мышления и общения ребенка играют все члены семьи, любящие своих малышей и отдающие им свое свободное время.

Каковы достижения вашего ребенка в развитии пространственных представлений, представлений о постоянстве объекта, в определении действия, признака, ситуации и разграничении субъекта действия от объекта?

По моим данным, в группах детей в возрасте 14—16 месяцев и 18—20 месяцев наибольшие различия между глухими и слышащими малышами были в решении действий в уме: например, в заданиях вынуть ручку из бутылки, а также заданиях, где надо было применить орудие (палочку), чтобы достать, игрушку, лежащую вне пределов досягаемости руки малыша.

Ваш малыш может затрудняться в заданиях, связанных с отношениями предметов в пространстве: например, после показа взрослыми построить мостик из трех кубиков, катать машинки в разных направлениях.

Ему может быть трудно выполнить задания, требующие выделения действия, субъекта действия и объекта действия, т.е. определить, кто выполняет действие, с чем и какое это действие. Особенно это может быть трудно для детей до полутора лет.

Задания, связанные с постоянством объекта, — такие, как поиск спрятанного под простынками предмета, — ваш малыш, вероятно, выполнит успешно.

Трудности в задачах, требующих соображения в уме, ' говорят о том, что ваш малыш еще не в полной мере выделил существенные пространственные и функциональные свойства предметов.

Слышащие дети в 14—16 месяцев из речи взрослого понимают, что они должны сделать, для чего и как.

Без занятий по развитию взгляда «ищет оценку», не слыша речи, ваш малыш в меньшей мере реагирует на оценку его действий (одобрение или порицание), не ждет ее, не понимает, что ему показывают образец поведения. Как вы, наверное, заметили, он склонен выполнять привычные хаотичные действия с предметами.

В более старшем возрасте, если вы будете с ним заниматься, у малыша разовьется взгляд «ищет оценку», он будет внимательно следить за вами и стараться понять, правильно он делает или нет.

Чтобы малыш хорошо развивался, еще до того, как ему исполнится год, стоит придумать и ввести в игру жест «делай, как я», который наряду с вашей речью будет применен в совместных играх и действиях с предметами.

Этот жест может состоять из указания на себя, на действие, а затем на малыша. Стараетесь ли вы в игре, к взаимному удовольствию малыша и вас (учтите, он чувствует ваше настроение и отношение!), развить взгляд «ищет оценку», чтобы выявить и закрепить в действиях функциональные свойства предметов, сравнить их величину, цвет, форму?

Вы беспокоитесь: как, не умея говорить, малыш расскажет о событиях, используя знаки? Пусть он это делает в той форме, в которой может, — словами, жестами, звуками, важно, чтобы он общался. Поощряйте его в этом!

Одним из важных достижений раннего детства является выделение действия, его отделение от субъекта действия и ситуации. Значит, в раннем детстве у ребенка формируются не только образы действий, предметов и их признаков, но и образы взрослого и самого себя.

Умственное развитие малыша происходит в игре

Умственное развитие малыша происходит в игре

Вы заметили? Все умственное развитие малыша происходит в игре, часто вместе с родителями. Некоторые взрослые считают: «Ах, ребенок играет! Ерунда! Все испачкал, наделал беспорядок, шум страшный, пусть сидит в кроватке (или манеже)».

Игра — это серьезно! Убирая от малыша интересные Для него предметы, не играя с ним, не отвечая на его вопросы, родители обедняют опыт ребенка, делают малыша пассивным, нелюбознательным, менее развитым.

Если возможно, малыш должен иметь в доме место для разных игр: какое-то пространство для шумных игр, связанных с физическими усилиями; уголок — «дом» для сюжетных игр с куклами, кроваткой, домиком, гаражом, столом, стульями, диваном и др.; спокойный уголок для настольных игр; уголок с удобным стульчиком для чтения и обсуждения книг; уголок для самых любимых у всех детей «грязных» игр (с водой, песком, красками, глиной); уголок для игры в кубики и конструкторы; место для сооружения разных построек, например дома или паровоза из стульев.

Шестая стадия (18—24 месяца) - развитие ребенка

Шестая стадия 18 24 месяца развитие ребенка

Шестая стадия (18—24 месяца). Основное достижение _ ребенок начинает мыслить не только с помощью действий, но и в уме, используя образы.

Он может сообразить в уме. Например, на глазах у ребенка в бутылку кладут ручку. Малыш пытается сунуть палец в горлышко и схватить ручку, но палец не пролезает, ручка ускользает. Малыш повторяет попытки, трясет бутылку — не выходит, затем раз! — переворачивает ее вверх дном, ручка выпадает, цель достигнута.

Теперь ребенок уже не связан только с ситуацией «здесь и теперь». Представления, закрепленные в знаках (жестах, словах, звуках), дают ему возможности мысленно выйти за пределы комнаты, вспомнить, заглянув в прошлое, планировать на будущее. С этого периода наступает новый этап в развитии мышления ребенка — формирование наглядно-образного мышления. Он начинает мыслить образами различной обобщенности.

К двум годам малыш представляет предмет как отдельный, постоянный, независимо от его действий существующий объект. С помощью слов он выделяет субъект действия, само действие, свойства предмета.

Изменяются его представления о пространстве, времени и количестве. Пространственные представления включают в себя отношения предметов друг к другу в ситуации, движение и направление, расстояние, перспективу, величину и форму предметов. Например, в годовалом возрасте малыш пытается всунуть один предмет в другой, независимо от их размера. К трем годам путем проб и ошибок он может вложить коробки разного размера по порядку, вставить фигурки разных форм в нужные отверстия в доске.

Ребенок усваивает самые простые отношения предметов друг к другу в пространстве. Он прежде всего учится узнавать близость предметов. Например, в три года, рисуя человечка, он располагает глаза рядом со ртом, а руки около головы. Рисуя крест, изображает вертикальную и горизонтальную линии, но они не обязательно пересекаются. Понятия настоящего, прошедшего и будущего времени к двум с половиной годам еще только складываются. Ребенок может сказать: «Вчера я кушал рыбку и разбил чашку». Чашка была разбита сегодня, но все события, которые уже были, для ребенка входят в одну группу — «вчера».

Представления о настоящем, прошедшем и будущем времени складываются к четырем годам. Они возникают, когда ребенок обобщает связи между обычными занятиями во времени: завтрак, затем прогулка, обед, сон и т.д.

Представление о величине начинается с понимания разницы между большим и малым: «нет», «мало», «много». Это известно детям уже к двум годам, а к трем они могут считать и обращаться с числами от одного до трех.

В возрасте от двух до трех лет основные действия ребенка связаны с использованием знаков для обозначения предметов, действий, обстоятельств, людей, их качеств. Использование знаков проявляется в речи, игре, рисунке и изображении прошлых событий.

Сначала, когда малыш начинает рисовать, его рука с карандашом движется взад и вперед по бумаге, оставляя каракули.

Далее он уже может оторвать карандаш от бумаги и сделать несколько штрихов. На следующей стадии, к двум годам, следы на бумаге отражают уже круговые движения руки.

После двух лет малыш не просто водит карандашом по бумаге, а изображает: круг — лицо; черточки — глаза, рот, нос.

Говорящий ребенок спрашивает и рассказывает о предметах, их качествах, себе, людях, месте, времени.

Свое понимание мира малыш выражает в сюжетной игре, обыгрывая ситуации из жизни своей семьи и других людей.

К двум годам ребенок вместо того, чтобы самому производить в игре действия с предметом, заставляет это делать игрушку: например, вкладывает соску в рот куклы — субъекта действия. Он также изображает то, что произвело на него большое впечатление и случилось некоторое время тому назад. Он узнает предметы на картинках, отвечает на вопросы о них и их свойствах, заканчивает предложения взрослого и сам рассказывает о том, что нарисовано в книжке.

Пятая стадия (12—18 месяцев) - развитие ребенка

Пятая стадия 12 18 месяцев развитие ребенка

Пятая стадия (12—18 месяцев). Малыш становится настоящим экспериментатором: он активно меняет не только средства, но и сами цели. Например, вы раздражены, когда ребенок все время выбрасывает из манежа игрушки, а потом требует, чтобы их подняли и принесли. Вы не понимаете, что он хочет посмотреть, как предметы по-разному летят и падают в зависимости от их свойств: одни гулко стучат об пол, другие звенят, третьи подпрыгивают, четвертые не издают шума. Случайно малыш забросил игрушку на диван — никакого звука, а на полированный стол — страшный треск. Интересно попробовать: будут ли «слышны» другие игрушки на столе и на диване — вот и новая цель.

В этот период малыш начинает искать и использовать орудия для достижения цели. Например, он ставит табуретку, чтобы залезть на подоконник или что-то взять со стола. Он действует палкой, чтобы достать мячик из-под кровати.

Если малыш сам находит цели и средства для их достижения, значит, он выделяет объект и действия с ним.

Ребенок больше узнает и о времени, и о пространстве. Малыш помнит о многом гораздо больше, чем раньше. Если вы покажете ему предмет, а затем в закрытой ладони спрячете его сначала в одном месте (например, под одной простынкой), потом, вынув его (в закрытой ладони), — под другой, малыш найдет его под последней простынкой. То есть он понимает, что предмет может перемещаться независимо от его собственных с ним действий.

В этом возрасте малыш уже будет строить башню из нескольких кубиков, даже если возникают трудности, например кубики все время падают.

Малыш усваивает социально принятые значения предметов и действий. Это видно в предметных действиях, играх и подражании малыша. Вначале усваивается внешняя форма предметных действий, а потом их значение. Сначала он вытирает тряпкой сухой пол, а потом — мокрый.

Он качает куклу, поет ей песенку, пляшет, моет посуду, тащит чистое белье из шкафа и бросает в стиральную машину, причесывает других и себя, пьет из чашки, использует вилку и ложку — в общем, хочет делать все, что делают взрослые.

Непрестанную познавательную деятельность малыша следует одобрять, хотя она и вносит беспорядок в ваши собственные дела.

Стремление ребенка на втором году жизни самому познать все вокруг себя, когда он начинает сам ходить, приводит к конфликтам, особенно если взрослые стремятся ограничить его активность, меняют требования: то разрешают, то запрещают.

Вы знаете, что запрещать следует немногие действия, опасные для ребенка или окружающих, но такие запреты Должны быть постоянными. Чтобы малыш не капризничал, после запрета отвлеките его внимание.

Если запретов нет, ребенок не научится сдерживать себя. Если запретов много, подавляется активность и самостоятельность ребенка, он раздражен и капризен.

Если мама разрешает, а бабушка или отец запрещают, появляются капризы, истерики, а к двум годам — умение подлаживаться, по-разному вести себя с каждым из родителей. Вот когда ребенка можно избаловать!

Четвертая стадия (8—12 месяцев) — развития мышления у ребенк

Четвертая стадия 8 12 месяцев развития мышления у ребенк

Четвертая стадия (8—12 месяцев). Отличительная черта этого периода — малыш отделяет цель от действий для ее достижения.

Для достижения цели малыш начинает преодолевать трудности. Он отталкивает вашу руку, которая закрывает бутылочку с молоком, он настойчиво дергает за платье, требуя, чтобы вы взяли его на руки. Если у него на глазах вы закрываете простынкой желанный предмет, он сдергивает простынку и вновь радуется предмету. Если сделать это на предыдущей, третьей стадии, малыш перестает искать игрушку (с глаз долой, из сердца — вон), и, если вы даже дотронетесь его пальчиками до предмета под простынкой, ребенок останется невозмутим. Предмета не видно, для него он не существует.

В 8—12 месяцев малыш непрерывно изобретает средства Для решения проблем. Попробуйте положить интересующую его игрушку на стол. Он будет стараться дотянуться до нее, тянуть вас за одежду, вокализировать и смотреть то на вас, то на игрушку до тех пор, пока не добьется своего.

На этой стадии малыш стремится, играя, много раз повторять сложные интересные для него действия. В 9—10 месяцев он засовывает мелкие предметы в более крупные и вынимает их обратно, с удовольствием катает все, что имеет колеса, доводит до исступления взрослых, ударяя друг о друга алюминиевые кастрюльки, ложки, не переставая бьет в барабан.

Умение использовать новые средства для достижения цели сказывается на способности детей к подражанию: малыш подражает действиям взрослых, используя для этого невидимые ему части тела, например показывает свои глазки, изображает, как дедушка кашляет. Это свидетельствует и о развитии памяти ребенка.

Очень важное достижение в развитии ребенка — усвоение существующих в данной культуре социальных, функциональных значений предметов, которые отличаются от их физических свойств. Например, ложка может быть деревянной, железной, пластмассовой, белой, красной, желтой, т.е. иметь разные физические свойства, но она всегда остается предметом, который в нашей культуре служит для того, чтобы взять пищу из тарелки и донести ее до рта. Это ее социально принятое функциональное значение, свойство.

Если физические свойства ребенок может изучать, находясь один на один с предметом (хотя вообще без взрослого он и этого не будет делать), то функциональные свойства малыш может обнаружить только вместе с родителем, который расскажет ему, для чего используется предмет, покажет, как он применяется.

Третья стадия (4—8 месяцев) — развитие мышления у ребенка

Третья стадия 4 8 месяцев развитие мышления у ребенка

Третья стадия (4—8 месяцев). С помощью первичных круговых реакций младенец познает свойства предметов. Сам предмет для него — это набор действий, которые можно совершить: погремушка — это то, что берут, трясут и слушают; пустышка — это то, что берут и сосут. Когда малыш тянется за погремушкой, он уже заранее знает, что услышит звук.

Предмет (погремушка) уже отделен от действия (схватить) намерением — это первое отделение средств от цели (средство — «схватывание», цель — «услышать звук»). Об этом говорит и «двигательное узнавание»: малыш, увидя предмет, лепечет, движением создает «контур» обычного действия. Например, увидя погремушку, он слабо дрыгает ножками, как бы пиная ее, но на самом деле не пинает, а двигательно узнает погремушку. Младенец все время воздействует на предметы.

В отличие от первичной круговой реакции, он не повторяет одни и те же действия, а по-разному обращается с предметами, чтобы узнать их свойства: бросает, стучит ими по другим предметам, мнет, трясет, бьет.

Начинают возникать представления о физических свойствах предметов: мягкие, твердые, гремучие, холодные и др.

Ребенок внимательно смотрит, куда делась игрушка, если он ее выбросил из кроватки, требует, чтобы ее достали. Значит, он начинает понимать, что предметы существуют и тогда, когда их не видно (если предмет отсутствует недолго).

Возникают первые представления о времени и пространстве. Начинается отделение предмета от ситуации, от субъекта действия. Цель еще более отдаляется от средств, так как сама она стала более определенной. На этой стадии малыш подражает тем действиям взрослых, которые он уже умеет выполнять.

Вторая стадия (1—4 месяца) — развитие мышления

Вторая стадия 1 4 месяца развитие мышления

Вторая стадия (1—4 месяца). Основное достижение — первичные круговые реакции. Например, ребенок случайно толкает погремушку, она начинает раскачиваться, тогда он толкает ее еще раз, и так делает до тех пор, пока это ему не надоест.

Малыш не предвидит результатов самого первого действия и не имеет желания его совершить.

Намерение появляется лишь после выполнения действия и его результата.

Возникает связь между действием и результатом: младенцы сосут, чтобы ощущать предмет во рту, пинают ножкой игрушку, чтобы она качалась.

Младенцы уже могут как-то управлять своими действиями, так как постепенно устанавливаются связи между зрением и сосанием (увидел — тащит в рот), зрением и хватанием (увидел — схватил), зрением и слухом (услышал — посмотрел).

Мать создает условия для развития этих связей, показывает игрушки, ласково говорит о них, привлекая к ним внимание малыша. Ведь предмет, который она трогает, становится особенно желанным для младенца.

Она сама для него — самый интересный и привлекательный объект, который не только издает звуки, двигается, разноцветно окрашен, но и мягко, тепло к нему прикасается, изменяя его положение.

На этой стадии младенцы еще не отделяют себя от окружения и предметов. Действия с предметами зависят от возможностей руки ребенка.

Первая стадия (первый месяц жизни) – развитие мышления

Первая стадия первый месяц жизни развитие мышления

Обратимся сначала к слышащим детям. Вы считаете, что мыслить можно только с помощью слов?

Мышление направлено на решение проблем.

Малыш еще не говорит, но он осваивает мир, и ему приходится решать гораздо больше задач, чем взрослому. Чтобы их решить, надо выделить цель, найти средства для ее достижения, сравнить то, что получилось, с тем, что было намечено, исправить недостатки, перейти от неизвестного к известному.

Малыш познает мир, действуя с окружающими предметами, поэтому его мышление называют нарядно-действенным.

Основными достижениями ребенка в раннем детстве являются: выделение из ситуации с помощью жестов, взглядов и слов предметов, действий, их признаков, а также того, кто действует, — субъекта действия.

У малыша образуются начальные представления об объекте, действии, субъекте действия, признаках, пространстве, времени, количестве, развиваются знаковые, символические действия — речь, сюжетная игра, рисование, изображение прошедших событий с помощью мимики, жестов и звуков.

Рассмотрим стадии развития познания окружающего мира у слышащего ребенка до двух лет.

Первая стадия (первый месяц жизни). Для новорожденного мир — жужжащая многоцветная неразбериха; все ощущения слиты, хотя некоторые из них, важные для выживания свойства, он воспринимает с рождения. Так, он может грубо оценивать направление, величину и удаленность предметов, следить за движущимся предметом, когда тот рядом (в пределах 20 см), различать рисунки по их сложности.

Младенец реагирует на различные цвета, ощущает изменения напряженности, высоты, тембра, громкости, ритма звуков.

Ребенок с рождения проявляет интерес к человеческому лицу и более интересуется маской с нормальным человеческим лицом, чем маской, где лицо искажено, например когда глаза находятся около рта.

Он ощущает резкие запахи, замечает различие между сладкой и несладкой водой. Особенно малыш чувствителен < звукам человеческого голоса, к положению тела и прикосновению.

Младенцы любят длительные однообразные воздействия на органы чувств: при небольшом ровном шуме (особенно низких звуках), равномерном (не очень тесном) касании ткани по всей коже (при пеленании) — успокаиваются. В этот период нельзя говорить о выделении предметов, Цели действий и средств. Ребенок спит более 80% времени, его внимание может быть занято лишь одним предметом и на очень короткое время, скорость обработки поступающей информации низка.

июнь, 2010
пн вт ср чт пт сб вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Слух. Русский жестовый язык. Психология. Образование.

Карта