Как же учить малыша чему-либо? Ведь он не слышит! Часть5

Как же учить малыша чему либо Ведь он не слышит Часть5

Как же учить малыша чему-либо? Ведь он не слышит ваших слов. Поэтому нужно как можно скорее обеспечить ребенка слуховым аппаратом. Сначала надо достичь совместного внимания к предмету общения. Без этого невозможно усвоение значений жестов, слов, предметов, действий. Без удержания совместного внимания к предмету и соблюдения очередности нельзя вести и беседу с ребенком. В связи с этим обратимся к развитию взглядов глухого ребенка.

Вы хотите, чтобы ваш малыш, используя остаточный слух, овладел устной речью? Тогда торопитесь: наиболее благоприятный, «чувствительный» период для овладения языком — от 7—12 месяцев до 3,5—4 лет. Усвоение протоязыка поможет перейти к устной речи.

Чем раньше ваш малыш наденет слуховой аппарат, тем легче ему будет начать говорить. Если малыш носит аппарат, но все равно как бы не слышит вас и не обращает внимания на звуки, не отчаивайтесь. Иногда изменения в поведении малыша незаметны в течение 3—4 месяцев, но, если вы будете с ним заниматься, они появятся. По данным специалистов-сурдологов, у 15% детей с потерей слуха 90 дБ прогресс был виден сразу. У 25% малышей не было сдвигов в течение двух месяцев!

Если вы считаете, что, владея только устной речью, ваш малыш не сможет свободно общаться со сверстниками, будет чувствовать себя в изоляции, и решаете обучать его жестовому языку — в этом случае протоязык будет также полезен.

Ваша задача — научить ребенка языку и общению в той форме, которая позволила бы ему вырасти счастливым общающимся человеком.

У глухих детей в возрасте 8—12 месяцев есть контактный взгляд и очень редко взгляд, «ищущий оценку». У слышащих детей в этом возрасте были уже все 4 типа взгляда: указательный, контактный, «ищущий оценку» и соединяющий. Если не заниматься с малышом, все типы взглядов появятся у него позже — в 12—18 месяцев.

Например, Леня (1 год 13 дней) идет на кухню, подходит к батарее и сбрасывает на пол белье соседки, стоящей рядом, затем смотрит на нее (взгляд «ищет оценку» своему поведению). Соседка грозит ему пальцем: «Нельзя!» Вешает белье обратно. Леня опять подходит к батарее, сбрасывает белье и смотрит на соседку. Повторяет это три раза, пока его не уводят из кухни. Андрюша (1 год 8 месяцев 14 дней) не может отвернуть пробочку флакона духов, издает звуки нетерпения, взглядывает на маму, затем жестом показывает, как не отворачивается пробка, опять взглядывает на маму (взгляд, соединяющий ребенка, взрослого и предмет).

У слышащих детей взрослый высказывает свое отношение к действиям ребенка, хвалит или запрещает их с помощью речи. Поэтому у них взгляд, «ищущий оценку», появляется раньше, чем у глухих (до года).

Развитие взгляда «ищущий оценку» у глухих и слышащих детей проходит следующие стадии:
1) ребенок, играя с предметом, поглядывает на взрослого, чтобы убедиться в его присутствии, после чего продолжает свои действия;
2) малыш смотрит на взрослого после выполнения запретного действия: он или ждет, как взрослый будет реагировать на то, что он сделал; или, зная, что этого делать нельзя, пытается поскорей сделать то, что запрещалось; или хочет смягчить порицание, заигрывая и улыбаясь взрослому;
3) малыш после выполнения действия поглядывает на взрослого, чтобы увидеть его оценку.

Можете ли вы, когда ребенок чем-то занят, спокойно показать ему мимикой, жестами и речью, как вы оцениваете то, что он сделал, поддержать его, а иногда и поправить? Тогда у малыша быстрее разовьется взгляд, «ищущий оценку», и вам легче будет его научить.

Я понимаю, что больше всего вас расстраивает и приводит в отчаяние то, что ребенок вас не понимает. Не падайте духом, это постепенно придет.

Постарайтесь сделать выразительными свои жесты и мимику — это притягивает малыша и облегчает его понимание.

Несмотря на ваше страстное желание поскорей научить ребенка, не стоит слишком настойчиво привлекать его внимание, думая только о выполнении своей задачи. Это ведет к подавлению воли и инициативы малыша.

Ребенка нужно понять: кругом столько интересного, притягивающего его внимание. Важно улучить момент, когда он несколько насытил свое любопытство и может обратить его на вас.

Соединяющий взгляд появится у вашего малыша лишь тогда, когда он узнает, как вы и он сам можете действовать с предметами и игрушками.

Более позднее появление этого взгляда у вашего ребенка свидетельствует о том, что вы мало говорите, мало играете с ним, у вас недостаточно совместных действий с предметами. Что это за действия? Меняются ли они с возрастом ребенка, важны ли они для его умственного развития?

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


июнь, 2010
пн вт ср чт пт сб вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Слух. Русский жестовый язык. Психология. Образование.

Карта