Несчастье закаляет сильных духом. Кто знает, смог ли бы Бетховен сочинить свои гениальные произведения, если б вечная тишина не оставила его талант один на один с музыкой? Создал ли бы великий испанский художник Гойя такое количество мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой? Как повлияла тяжелая тугоухость цилковского его разработки космических проблем? Но это примеры очень сильных людей и волевых людей. В жизни же нередки случаи, когда такой недуг, как утрата слуха, ломает волю человека.
Раннее обучение важно не только для своевременного развития речевых органов и речи. Известен эпизод воспитания слепоглухого мальчика Леонарда Дауди. За несколько лет жизни в безмолвии и мраке он научился лишь передвигаться на четвереньках задом наперед, чтобы не ударяться головой об окружающие предметы. Только ценой неимоверных усилий, трудом и терпением учительница Инесса Холл смогла научить его ходить, говорить и вывела на дорогу человеческой жизни. Педагоги хорошо знают, что если из-за глухоты или иных заболеваний ребенок не начал обучаться речи с 6-12 месяцев, то обучение его крайне затрудняется. Историю мальчика Маугли, воспитанного в волчьей стае,- героя повести Киплинга, к сожалению, надо отнести к красивой фантазии. Во всех известных науке случаях, когда удавалось вернуть в человеческое общество детей, вырасших среди зверей, обучению несколькими словам поддавались лишь только те, кому было не больше 5 лет. В 9 - 10-летнем возврасте детям оказалось недоступной нетолько речь. Их было трудно отучить ходить на четвереньках. Удивительно, что дахе такое простое действие, ккак ходьба на двух ногах, к чему отлично приспособлены наши ступни, тоже требует обучения.
Немало споров продолжается о наиболее благоприятных сроках начала обучения детей чтению, письму, основам наук. Мы не можем согласиться с мнением, что раннее обучение может быть вредным для здоровья ребенка. Напомним. что к пяти годам дети получают более 60% иноформации о внешнем мире, и лишь 40% приходится на все последующие годы жизни человека.
Упражнения речевых органов для глухих детей не менее важны, чем упражнения голосовых связок для певцов. Регулярные речевые упражнения позволяют глухим увеличить надглоточную полость, объем воздуха, поступающего в речевые органы и воздействующего на голосовые связки. Без подобных упражнений речевые органы глухих от рождения более продолжителное время сохраняются на уровне неандертальца. Не только органы речи, но и слух маленького ребенка заметно совершенствуется в первые годы жизни. В следующей части я попытаюсь рассказать , из каких элементов состоит наша речь, как происходить ее восприятие, каковы особенности строения и работы человеческого уха и мозга.
Природа звука известна с давних времен. Греческий философ Аристотель,- учитель Александра Македонского, живший в 4 веке до нашей эры, писал:"....Звук получается, когда действуют на воздух, и дело не в том, что происходит отпечаток ( как думают некоторые), а в том, что вызывае соответствующее движение. Воздух сжимается и расширяется и опять сжимается и т. д., ударяемый колеблющейся струной..."
Сейчас мы хорошо знаем, что звук представляет собой волнообразные упругие колебания среды, в которой он распространяется. Звуки речи определяются тремя основными характеристиками: частотой колебаний, интенсивностью и продолжительностью звучания. Наше ухо приспособлено к восприятию сравнительно небольшого частного диапозона - от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Для измерения частоты в физике используется специальная еденица - герц ( Гц ). Один герц - одно колебание в секунду. Если частота превышает верхний предел ( 20 000 Гц ), то такие колебания называют ультрозвуком. Мы их не слышим.
Интересно отметить , что слух собак имеет более высокий частотный порг. Тонкому и развитому собачьему уху доступны звуки с чатотой колебаний 30 000 и даже 50 000 Гц. Эту способность собак различать высокочастотные колебания используют, например браконьеры. Около ста лет назад ангичанин Гальтон предлохил особый свисток, с помощью которого можно вызвать ультразвуковые колебания с частотой 20 000 - 30 000 Гц. Обладатели свистка гальтона специально дрессируют своих собак на такие высокочастотные звуки, которые остаются неслышными егерям и другим лицам. отвечающим за сохранение дичи. Диапозон звуковых частот, используемый в речевом общении, лежит в пределах 100 - 12000Гц. Впрочем, вполне удовлетворительная разборчивость речи ( 80 - 90% ) может быть достигнута при более узком диапазоне - 300 -2500 Гц. Именной такой диапазон частот в состоянии пропустить трубка обычного телефонного аппарата.
В десятки сотни раз иеняются интенсивности звуковых сигналов , с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Для характеристики велечин. изменяющихся в таких широких пределах, используют не отношение интенсивности данного сигнала к некоторому эталонному сигналу, а логорифм такого отношения. Если это отношение равно 10, то такую велечину называют одним белом 9 логорифм 10 равен 1 ) . На практике обычно пользуются в 10 раз меньшей величиной - децибелом. В акустике за эталон удельной мощности звука принимают одну миллионную долю ватта. действующую на площадь в один квадратный километр. Это очень маленькая величина, соответствующая тихому шепоту. Вот интенсивности некоторых источников звуков, с которыми мы регулярно сталкиваемся в жизни ( в дБ ) :
шелест листьв при ветре....... ........ .............................10
обычный шепот около уха................................................25-30
шум спокойной улицы днем..............................................50-60
речь средней громкости....................................................60-70
оркестр, громкая музыка по радио................................80
шум поезда в метро ...........................................................90
шум реактивного самолета(расстояние 25 м )..............140
Децибелы применяют не только для характеристики силы звука. С их помощью можно определить степень понижения слуха у слабослышащих и гухих. Например, потеря слуха на 40 дБ соответствует увеличению требуемого для распознования звука давления по сравнению с нормой в 100 раз, 60 дБ - в1000 раз, 70 дБ - в3200 раз.
Остановимся подробнее на уже упоминавшейся нами единице звучащей речи - фонеме. несмотря на все многообразие индивидуальных особенностей произношения. фонема всегда сохраняет свои типичные, неизменяемые отличительные признаки- спектр тонов определенной интенсивности и длительности, Группы тонов наибольшей интенсивности, характерные для данной фонемы, называют формантами. Фонема "а", например, хъарактеризуется двумя основными формантами с частотами 900 и 1500 Гц; "и" - 300 и 3000 Гц.Обе форманты этих фонем возникают почти одновременно. Наиболее высокочастотные форманты русского языка имеют фонемы "с" ( 8000 Гц ) и "фь" ( 12000 Гц ). При телефоном разговоре эти фонемы почти неразличимы. Ваш собеседник, скорее всего, примет "с" за "ш", а звук "фь" вообще не услышит.
Важную роль в распозновании речи играет продолжительность отдельных звуков. Сегодня продолжительность звучания слога, содержащего согласную и гласную фонемы, составляет 0,05 сек. . Но для распознования слога нашему мозгу необходимо более продолжительное время - около 0,12 сек. .