ПРИЧИНЫ ГЛУХОТЫ. Что приводит к нарушению слуха?
Причины, вызывающие глухоту или ухудшение слуха также, как причины, приводящие к отклонениям в развитии: генетические, наследственные; врожденные, приобретенные.
К нарушению слуха приводят:
1. наследственные
2. врожденные (из-за того, что женщина в период беременности перенесла инфекционное заболевание, прием антибиотиков во время беременности, родовые травмы).
3. приобретенные – встречаются часто (антибиотики – их непра-вильное применение, особенно опасны антибиотики отоксичной группы (лиоцин); травмы ребенка (наружного и среднего уха из-за засовывания в ухо предметов); заболевание среднего и внут-реннего уха (отит), их нужно своевременно вылечивать; ЧМТ. Также встречаются более редкие причины: альбинизм, излишне громкие звуки, особенно низкочастотные.
Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20000 Гц. Характерной является сила звука или интенсивность звука, которая измеряется в Дб. Тембр – индивидуальная окраска звука.
Поражение слуха может быть различным:
Существуют различные классификации нарушения слуха, наиболее распространенной является классификация Неймана. По ней выделяются 4 группы глухоты:
1. Дети, которые воспринимают звуки самой низкой частоты – от 125 до 250 Гц. Дети этой группы не различают звуков речи.
2. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У).
3. Дети, различающие звуки до 1000 Гц. Различают некоторые гласные звуки, некоторые знакомые слова и фразы.
4. Дети, различающие звуки до 2000 Гц и выше. Различают гласные звуки, некоторые слова и фразы.
Дети подразделяются также по степени тугоухости, т.е. по тому, какой интенсивности звуки они могут воспринимать.
1 степень тугоухости: восприятие звуков до 50 Дб.
2 степень тугоухости: восприятие звуков от 51 до 70 Дб.
3 степень тугоухости: восприятие звуков до 75-80 Дб.
После 80 Дб. – глухота.
Термин тугоухость является медицинским, он показывает степень потери слуха. А термин слабослышание является психолого-педагогическим.
Существует международная классификация потери слуха:
1 степень тугоухости: от 26 до 40 Дб.
2 степень тугоухости: от 41 до 55 Дб.
3 степень тугоухости: от 56 до 70 Дб.
4 степень тугоухости: от 71 до 90 Дб.
Свыше 90 Дб. – глухота.
Сложная структура первичной и вторичной симптоматики у детей с нарушением слуха (слож. Структура дефекта по Выготскому)
Первично у неслышащего ребенка появляется глухота (нарушение слуха) Вторично – нарушение формирования речи ---нарушение всей познавательной деятельности и особенно мышления (преимущественно словесно-логического) Потеря слуха по-разному влияет на развитие тех или иных психических функций: на развитие зрительного восприятия в минимальной степени; на развитие двигательных ощущений в значительной степени (у глухих излишне громкие удары, неконтролируемые слухом и т.п.). Потеря или нарушение слуха по-разному влияет на формирование тех или иных сторон речи. В наибольшей степени нарушение или потеря слуха влияет на произносительную сторону речи, т.е. слух является единственным анализатором, воспринимающим такие стороны речи, как интонация, модуляция голоса и т.п. Речь глухих детей отличается монотонностью, однообразием, нет достаточной эмоциональной окраски, модуляции, в речи присутствуют призвуки, недостатки голоса: либо слишком высокие, либо слишком низкие; невнятность, недостаток речевого дыхания. В процессе обучения происходит компенсация: развиваются сохранные анализаторные системы, а также нарушенные. Развивается зрительное, вибрационное, двигательное восприятие.
Успешность компенсации зависит от следующих факторов:
1. Времени и степени потери слуха.
2. Условий обучения и воспитания ребенка.
Наиболее благоприятными являются условия специального обучения и воспитания глухого ребенка. Под специальными понимается детские сады и специальные школы, индивидуальное специальное обучение, а также система интеграции со специальным сопровождением. Интеграция может быть различной формы. Родители не всегда понимают значение спец. Обучения.
В процессе компенсации у неслышащего ребенка формируются специфические средства общения с окружающими такие, как дактилология и жестовая речь, а также возникает чтение с губ (это зрительное восприятие речи по видимым движениям речевых органов с опорой на речедвигательный аппарат.
В процессе компенсации происходит усвоение грамматического строя языка. При этом дети начинают понимать структуру родного языка, и, хотя допускают ошибки и искажения, но делают также т.н. умные ошибки: например: шкафы, столы, стулы. Т.о. в процессе компенсации происходит полноценное развитие неслышащего ребенка, глухие могут достигать огромных успехов в обучении и развитии.
Т.о. задачами сурдопсихологии являются следующие:
1. установление общих закономерностей психического развития не-слышащих и нормально слышащих.
2. Изучение своеобразия, особенностей психического развития лиц с нарушением слуха. Обнаруживаются особенности психического развития, которые отличают эту группу от остальных.
3. Установление путей коррекции психического развития неслышащих детей.
Рекомендации и проведение психокоррекционной работы.
Сурдопсихология тесно связана с другими науками, такими, как:
1. медицинские науки:
- физиология органов слуха
- нейропсихология
2. общая и возрастная психология
3. сурдопсихология является фундаментом для сурдопедагогики.
------------------------------------