Наш слух — ценный дар
В ДЕРЕВНЕ, вдали от городской суеты, наступает вечер — все погружается в тишину, которую изредка нарушают далекие, безмятежные звуки. Тихо шелестит от легкого ветерка листва. Стрекочут кузнечики, доносится пение птиц, слышатся голоса животных. Этими звуками природы можно наслаждаться бесконечно. Согласны ли вы с этим? Возможности человеческого слуха удивительно велики. Достаточно провести полчаса в звуконепроницаемом помещении — со стенами из материала, поглощающего все звуки,— и слух постепенно обострится до такой степени, что человек начнет «слышать свой организм». Олтон Эверест, специалист в области акустики, описывает это явление в книге «Справочник по акустике» («The Master Handbook of Acoustics»). Сначала человек начинает отчетливо слышать биение своего сердца. Через час пребывания в звуконепроницаемом помещении он уже слышит, как по кровеносным сосудам бежит кровь. Если у него острый слух и «если он сможет выдержать в этом помещении еще какое-то время, то, кроме ударов сердца и звука текущей по сосудам крови, он услышит непонятное шипение. Откуда оно? Его производят частицы воздуха, которые ударяются о барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки, вызванные этим шипящим звуком, очень и очень малы — одна десятимиллионная доля миллиметра!» Это «порог слышимости» — предел способности воспринимать звук. Большая слуховая чувствительность нам не нужна, потому что более слабые звуки будут просто заглушаться шумом частиц воздуха.
Способностью слышать мы обладаем благодаря тому, что наше наружное, среднее и внутреннее ухо, а также нервная система и мозг могут воспринимать и преобразовывать звук. Звук распространяется в воздухе в виде волн, создающих изменение давления. Под воздействием этих волн барабанная перепонка начинает колебаться, и эти колебания, в свою очередь, передаются через среднее ухо во внутреннее ухо. Дальше колебания преобразуются в нервные импульсы, которые воспринимаются головным мозгом как звук.
Внешняя часть уха, бескостная, со множеством изгибов, называется ушной раковиной. Ушная раковина улавливает звуки, но ее назначение состоит не только в этом. Знаете ли вы, для чего в ушной раковине так много маленьких изгибов? Отражаясь от них, звуковые волны, в соответствии со своим углом падения, слегка видоизменяются. Мозг фиксирует это небольшое изменение и определяет местонахождение источника звука. Кроме того, мозг определяет время и интенсивность звуков, достигающих каждого уха в отдельности.
Вы можете проделать эксперимент: пусть кто-то встанет перед вами и закроет глаза; щелкайте перед ним пальцами, поднимая и опуская руку. Хотя ваша рука будет всегда на одинаковом расстоянии от обоих его ушей, он сможет сказать, где раздался щелчок: сверху, снизу или прямо перед ним. Даже если человек хорошо слышит только одним ухом, он может определить, откуда идет звук.
Главное назначение среднего уха — передавать колебания барабанной перепонки жидкостям, находящимся во внутреннем ухе. Эти жидкости намного тяжелее воздуха. Поэтому, чтобы более эффективно передать звуковую энергию, требуется многократно ее увеличить или, так сказать, «переключить скорость», как, например, велосипедисту, которому нужно заехать на крутой холм. В среднем ухе энергия передается тремя косточками, которые из-за своей формы получили название «молоточек», «наковальня» и «стремечко». Этот миниатюрный механизм увеличивает звуковую энергию, которая почти без потерь достигает внутреннего уха. Подсчитано, что без этого механизма терялось бы 97 процентов звуковой энергии.
К слуховым косточкам среднего уха примыкают две небольшие мышцы. Как только возникает громкий звук слишком низкой для уха частоты, эти мышцы за сотую долю секунды автоматически сокращаются, резко ограничивая движение слуховых косточек и предохраняя тем самым ухо от возможного вреда. Этот мгновенный рефлекс защищает нас практически от всех громких звуков, которые встречаются в природе, однако он не предохраняет от шумов, производимых техническим и электронным оборудованием. В состоянии, описанном выше, мышцы могут находиться не больше десяти минут. Это дает нам возможность уйти от раздражающего шума. Интересно, что, когда мы начинаем говорить, мозг дает этим мышцам сигнал ослабить остроту восприятия звука, чтобы собственный голос не казался нам слишком громким.
Удивительное устройство внутреннего уха Одной из частей слуховой системы является улитка, названная так из-за своей спиралевидной формы. Кость, в которой расположен этот искусный механизм,— самая твердая из всех костей нашего организма. В лабиринте улитки находится базилярная мембрана — одна из нескольких перепонок, разделяющих улитку по ее длине на каналы. На базилярной мембране расположен кортиев орган; к нему относятся тысячи волосковых клеток — это нервные клетки, окончания которых, похожие на кончик волосинки, омываются жидкостью, наполняющей улитку.
Колебания слуховых косточек среднего уха передаются на овальное окно улитки, что, в свою очередь, вызывает колебания жидкости. Эти колебания воздействуют на мембраны, подобно тому как легкие волны покачивают листья, плавающие на поверхности воды. Колебания воздействуют на различные участки базилярной мембраны, каждый из которых реагирует на звук определенной частоты. Волосковые клетки на этих участках соприкасаются с расположенной сверху покровной мембраной. Это вызывает возбуждение волосковых клеток — они производят импульсы и передают их в мозг. Чем интенсивнее звук, тем сильнее и интенсивнее возбуждение волосковых клеток. Мозг, таким образом, воспринимает более громкий звук.
Главная часть слуховой системы — это мозг. Мозг обладает уникальной способностью преобразовывать огромное количество несущих информацию нервных импульсов, благодаря чему мы воспринимаем их как звук. Между процессом мышления и слухом существует особая взаимосвязь, которая исследуется отдельной отраслью науки — психологией слухового восприятия. Например, если вы находитесь в комнате, где много людей, то благодаря способностям мозга вы можете сосредоточить свое внимание только на тех голосах, которые вас интересуют. У микрофона нет таких возможностей, поэтому, если в такой обстановке записать голоса на магнитофон, запись получится очень неразборчивой.
Взаимосвязь мышления и слуха проявляется и в том, что различные нежелательные звуки могут очень действовать нам на нервы. Звуки могут быть совсем тихими, но, если вы поневоле слышите их — хотя бы чуть-чуть,— они могут раздражать. Например, звук воды, капающей из крана, обладает очень низкой интенсивностью. Но этот звук не дает вам спокойно заснуть!
Эмоции тоже тесно связаны со слухом. Вспомните, каким заразительным бывает смех, как радостно слышать искреннюю похвалу или слова любви. Кроме того, большой процент получаемой нами информации воспринимается именно через слух.
Слуховая система хранит в себе еще много неразгаданных тайн. Но то, что уже открыто учеными, углубляет нашу признательность за мудрость и любовь, отразившиеся в ее устройстве. «Когда задумываешься о слуховой системе человека, о всех ее составных частях, о ее работе и сложнейшем устройстве,— пишет Олтон Эверест, специалист в области акустики,— то неизбежно приходишь к заключению, что все это было кем-то тщательно продумано».