15 июля 2010, 14:49
Об обучение рано оглохших детей
На том, что воспитание и образование должны быть "природосообразны", то есть должны соответствовать "природе ребёнка", настаивает в книге "Педагогическая антропология" академик, ректор Университета Российской академии образования, Б.М.Бим-Бад. Осмысливая для себя требование "природосообразности" педагогики, я пришёл к выводу, что "природу ребёнка" ни в коем случае нельзя понимать как нечто неизменное, всем детям одинаково присущее и у всех детей одинаковое. Наоборот, требование "природосообразности" получает рациональный педагогический смысл лишь при условии, что "природа ребёнка" понимается конкретно, - прежде всего как уникальность каждого ребёнка, уникальность его личностной сущности, с которой и должен сообразовываться педагог. Требование "природосообразности" тогда оказывается требованием изучать ребёнка в его неповторимости, исходить в работе с ним из его уникальности, а не втискивать эту уникальность в прокрустово ложе каких бы то ни было "методик". Методики для ребёнка, а не ребёнок для методик - вот что такое педагогическая "природосообразность".
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
09 июля 2010, 16:10
Мышление помогает глухим детям
Образ слова, формирующийся у глухих детей на зрительной основе, в меньшей мере может служить "меркой", к которой ребенок стремится подравнивать произносимые им слова, чем слуховой образ слова. И.М. Сеченов отмечает некоторое сходство речевых движений, "подлаживающихся" к слуховому образу, с движениями глаз, доставляющими сознанию человека ясный образ, но подчеркивает, что в последнем случае нет никаких элементов подражательности. Этими рассуждениями можно воспользоваться, чтобы понять своеобразную недостаточность тех образов слов, которые приобретает глухой ребенок, овладевая речью на ограниченной сенсорной основе, и определить направление педагогического воздействия, когда решается вопрос о том, как облегчить глухому ребенку подход к грамматическому изменению слов. Для грамматического изменения слов требуется особый вид анализа - морфологический анализ. Надо научиться выделять части слов, имеющие преимущественное перед другими значение для решения той или иной конкретной грамматической задачи. Эти части могут совпадать и расходиться с частями, которые выделяются при фонетическом и слоговом анализе слов.
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
09 июля 2010, 16:06
Выделение отдельных слов глухим
И.М. Сеченов писал, что выделение отдельного слова из речевого потока представляет собой анализ первой степени, а расчленение слова "с чисто звуковой стороны" на слоги и "азбучные звуки" — анализ второй и третьей степени. Он указывал этим, что анализ слов может проводиться в разных аспектах: по смыслу, по слоговому членению, по грамматическим признакам. Известно, что у детей умение выделить из речевого потока отдельное слово появляется гораздо позднее, чем умение говорить, т.е. пользоваться словами. То же касается и звукового анализа слов, деления слов на слоги, выявления разногромкости слогов. Постепенное появление этих возможностей интеллектуальной деятельности над языком, возникающее благодаря обучению, — показатель новых успехов в речевом и умственном развитии слышащего ребенка. Письменная речь — обобщенный и вместе с тем упрощенный способ изображения устной речи посредством определенной системы символов — букв. Каждое слово в написанном тексте отделено интервалом от предшествующего и последующего; его дискретность, самостоятельность легче воспринять глазом, чем слухом.
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
09 июля 2010, 15:49
Восприятие зрительного образа слова глухими детьми
Членораздельное восприятие написанных слов достигается глухим лишь постепенно, благодаря многообразному по своим формам участию двигательного анализатора в процессе зрительного восприятия и расчленения речи. Мы имеем в виду не только движения глаз, но и артикуляционные движения, движения рук при написании и дактилировании, учитывая, что "кинестезические клетки коры могут быть связаны и действительно связываются со всеми клетками коры — представительницами как всех внешних, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельности коры" (И.П. Павлов). Наибольшую помощь членораздельному восприятию написанного слова оказывает развитие устной речи глухих и ее обязательного компонента — произношения. Но общеизвестно, что формирование навыков произношения — очень длительный процесс даже в том случае, если оно строится на научно обоснованной концентрической сокращенной системе фонем, предложенной Ф.Ф. Pay (1960) и Н.Ф.
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
09 июля 2010, 15:42
О зрительном образе написанного слова у глухих детей
Формирование речи у глухих детей, независимо от того, каким методом их обучают, основывается прежде всего на ее зрительном восприятии. Чтение с губ, а также овладение произношением опираются на сукцессивное зрительное восприятие глухим произносимой речи. Так называемое "глобальное чтение" — это своеобразное симультанное зрительное восприятие глухим ребенком написанного слова, которое полностью находится в зрительном поле в отличие от сукцессивно появляющегося произносимого слова, воспринимаемого путем чтения с губ или слухом. Глухого ребенка в отличие от слепо-глухого научают воспринимать дактилирование и активно пользоваться им не путем тактильного восприятия, а на основе сукцессивного зрительного восприятия движений пальцев, изображающих цепи слов. Обучая дактилированию, иногда применяют карточки, на которых дактилируемое слово изображено графически, с помощью так называемых дактилем. В этом случае сукцессивное зрительное восприятие слова, изображенного дактилирующей рукой, сопряжено с симультанным зрительным восприятием слова, зафиксированного на плоскости посредством дактильных знаков.
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
09 июля 2010, 15:27
Формирование речи у глухих детей
Условия формирования речи у глухого ребенка иные, чем у слышащего, что существенным образом сказывается на всем ходе развития речи у глухих детей. Речевое общение — существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Слышащий ребенок шести месяцев уже различно реагирует на интонацию обращенной к нему речи, а глухой ребенок не воспринимает и поэтому не различает интонации. Крик и плач слышащего ребенка при разных обстоятельствах различны по интонации, крик и плач глухого сипловаты, монотонны, лишены характерных для слышащего модуляций (Ф.Ф. Pay, 1950). Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.
Читать полностью...
Категория поста: Жестовый язык, потеря слуха, психология
26 июня 2010, 22:34
Подвержены ли вы «технострессу»?
Сотовые телефоны, пейджеры, факсы, домашние компьютеры и модемы преобразили коммуникацию. Однако по мнению д-ра Санджея Шармы — которого особенно интересует, как бороться со стрессом,— эти новшества, ко всему прочему, вторгаются в личную жизнь людей и нарушают отдых. Это приводит к «технострессу». Как сообщается в газете «Торонто стар», «стресс сильнее всего содействует болезни, потере работоспособности и преждевременной смерти». Среди всего остального стресс приводит к высокому кровяному давлению, сердечным заболеваниям, перепадам настроения, головным болям, натяжению мышц, бессоннице, депрессии и ослаблению иммунной системы. Как уберечься от «техностресса»? Само собой разумеется, никогда не лишне посоветоваться с врачом. Кроме того, в статье рекомендовались регулярные физические упражнения, отдых в выходные дни и ежедневные прогулки на солнце, «благодаря чему вырабатываются гормоны, которые препятствуют депрессии и стрессу». Наконец «отключите звонки телефона и факса. И включите автоответчик».
Читать полностью...
Категория поста: Стресс, депрессия
26 июня 2010, 22:31
Домашние животные лечат стресс
По сообщению газеты «Торонто стар», «любовь к мурлыке помогает забыть о докторах». За последнее десятилетие многие исследования подтвердили, что «общение с домашними животными снижает стресс, улучшает самочувствие и даже повышает шансы на выздоровление после инфаркта. Животные помогают восстанавливать силы после инсульта и действуют успокаивающе на душевнобольных». По словам д-ра Алана Бека, представителя ветеринарного факультета университета Пердью (США, штат Индиана), «животные помогают снимать напряжение. На них приятно смотреть, их приятно гладить». Даже если это не ваше животное, общение с ним благотворно, поэтому лечение «с помощью животных» получило большую популярность. Людям, страдающим расстройством психики, специалисты советуют проводить время с домашними животными, и это приносит хорошие результаты.
Читать полностью...
Категория поста: Стресс, депрессия
26 июня 2010, 22:29
Стресс на работе
По сообщению «Глоб энд мейл», «примерно каждый пятый канадец испытывает на работе такой сильный стресс, что задумывается о самоубийстве». В чем же причина? 43 процента из 1 002 опрошенных назвали причиной стресса свою работу. «В современном мире людей вынуждают работать на износ как в физическом, так и в эмоциональном отношении,— говорит Шимон Долан, психолог-эргономист, профессор Монреальского университета.— С одной стороны, ты должен выкладываться „на все сто“, с другой — на тебя давит пугающая неопределенность, ведь никто не может поручиться, что завтра тебе не укажут на дверь». Как канадцы справляются со стрессом? Согласно «Глоб», большой популярностью пользуются физические упражнения, а также «чтение, хобби, занятия спортом, общение с друзьями и с семьей».
Читать полностью...
Категория поста: Стресс, депрессия
26 июня 2010, 22:27
Стресс во время беременности
Стресс, который испытывает беременная женщина из-за ссор, а также насилия со стороны мужа или сожителя, может оказать неблагоприятное воздействие на умственное развитие плода. К такому выводу недавно пришли исследователи из лондонского Имперского колледжа. Профессор Виветт Гловер сказала: «Мы обнаружили, что если во время беременности женщине наносят эмоциональные раны, то это пагубно влияет на развитие ее ребенка в будущем. Поэтому многое зависит от отца». Отношения между родителями «влияют на гормональное и химическое равновесие в организме матери, что, в свою очередь, отражается на формировании мозга малыша».
Читать полностью...
Категория поста: Стресс, депрессия