Школы для глухих и развитие сурдопедагогической мысли в Германии. Метод обучения Иоганна Фаттера.

Иоганн Фаттер (1842—1916). Другим выдающимся педагогом школы для глухих в Германии XIX века был Иоганн Фаттер, который завершал преобразование немецкой школы для глухих на принципах, разработанных Ф. М. Гиллем. Однако в конце XIX века гиллевские принципы были сведены к системе «чистый устный метод», подчиненной выполнению одной задачи — обучить глухого устной словесной речи и на этой основе ознакомить его окружающим в целях развития речи, а не приобретения общеобразовательных знаний.

Еще в учительской семинарии И. Фаттер проявил себя как талантливый учитель. После окончания семинарии он был назначен помощником учителя в школе, которая находилась при учительской семинарии. В 1863 году он получил место помощника учителя в одном из лучших частных учреждений Германии во Франкфурте-на-Майне. Работа в училище была хорошо организована. И поэтому И. Фаттеру казалось, что ему оставалось только совершенствовать методы обучения глухих словесной, в основном, устной речи.

Отрицательное влияние на сурдопедагогическую деятельность И. Фаттера оказало его увлечение идеалистическими идеями языкознания и ассоциативной психологии. Глухой ребенок как предмет обучения и воспитания в поле зрения И. Фаттера оказывался на втором плане. Для него сурдопедагогика была как бы простым продолжением этих теоретических наук; специфичной же была лишь методика обучения глухих устной речи в первоначальный и последующие периоды обучения. Накопленный другими учителями опыт обучения глухих И. Фаттер почти совсем не принимал во внимание. Во всех своих работах И. Фаттер ни на кого не ссылался и ни на кого не опирался, а только излагал свой опыт.

И. Фаттер тоже разделял обучение на ступени, но это деление носило у него формальный характер. И. Фаттер разделял обучение речи на три ступени. Однако он делал это иначе, чем Ф. М. Гилль. У И. Фаттера первая ступень — подготовительный период, вторая — развитие речи, третья — овладение грамматикой немецкого языка и ее применение в самостоятельной устной и письменной речи. Разделение этих ступеней свидетельствовало о том, что он не стремился выделить общеобразовательное обучение отдельным учебным предметам, как это имело место у Ф. М. Гилля.

Приобретение знаний глухим учеником было поставлено И. Фаттером в зависимость от усвоения словесной речи. Он осуществлял первоначальный период обучения речи аналитическим путем. В подготовительный период на первой ступени происходило обучение глухого ребенка лишь звукам речи.

Аналитический звуковой принцип обучения проводился И. Фаттером с большой последовательностью и требовательностью к чистоте произношения, в особенности гласных звуков. Эти звуки служили, по его мнению, основой для дальнейшего формирования произношения. Звуковой принцип был положен и в основу обучения грамоте. Ознакомление с буквой следовало лишь после того, как была отработана артикуляция звука.

Если Ф. М. Гилль в период первоначального обучения словесной речи направлял внимание учителя на обогащение словаря ребенка и воспитание у него потребности овладеть речью, то у И. Фаттера оно ориентировалось на усвоение артикуляции звуков и их включение в специальный словарь трудных для произношения фонем. У глухого ребенка вследствие этого вырабатывался автоматизм произнесения звуков и звукосочетаний в словах, подчиненных лишь фонетическому принципу последовательности усвоения звуков от видимых, тактильно-вибрационных и кинестетических ощущений. Ученик усваивал словарь для произношения звуков, а не для развития мышления.

На второй ступени глухие дети обучались грамматике.

И. Фаттер справедливо указывал в своих работах на огромное значение изучения формальной грамматической стороны речи, но он забывал о времени, путях и значении ее изучения для глухих детей. Изучение грамматики И. Фаттер связывал с чтением, в процессе которого у глухих учащихся накапливались словарный запас и готовые формы речи. Это достигалось путем заучивания наизусть.

На третьей ступени продолжалось совершенствование произношения и усвоение новых грамматических форм. И. Фаттером были введены некоторые новые методические приемы обучения и развития словесной речи (переложение стихов в прозу, определение объема понятий).

Обучение глухих разговорной устной речи И. Фаттер сводил к обучению звукам речи. И. Фаттер перенес звуковой метод обучения грамоте слышащего ребенка на методику обучения артикуляции, не учитывая того, что слышащий ребенок приходит в школу с умением осознанно пользоваться устной словесной речью, которую усвоил в условиях живого общения с окружающими. Это привело к противоречиям в системе И. Фаттера. Первое из них связано с требованием чистоты звуков, которой можно в какой-то мере достичь лишь при длительной тренировке на ограниченном специальном лексическом материале. Вследствие этого у глухих задерживалось умственное развитие. Второе было связано с тем, что ни естественная жестовая речь, ни дактилология И. Фаттером не использовались даже в качестве вспомогательных средств обучения глухих.

Позднее И. Фаттер признавал «акцентирующие жесты» и в своих работах много писал о том, что жестовая речь глухого ребенка мешает овладению устной речью. Он считал, что научиться устной речи глухой сможет только в том случае, если на время обучения она будет полностью исключена из употребления.

После обучения ребенка артикуляции звуков, грамоте и чтению И. Фаттер переходил к «постановке» понятий. Под постановкой понятий он понимал раскрытие назначения слова и его изменений в зависимости от различных связей слова в предложении; кроме того, он понимал под этим раскрытие значения слова как отвлеченного понятия.

И. Фаттер придавал большое значение работе над синтаксисом предложения, над пониманием связи слов в предложении. Но эта на первый взгляд правильная установка таила в себе опасности. И. Фаттер разрывал взаимосвязь между лексикой, морфологией и синтаксисом, что вело обучение по пути механического, а не сознательного усвоения языка глухими учениками. Не случайно И. Фаттер говорил о том, что глухие испытывают значительные затруднения при изучении предлогов, союзов и других частей речи, что вполне закономерно, поскольку они в основном определяют связь слов в предложении, значение слов и морфологические изменения.

Занятия по постановке понятий проводились И. Фаттером очень тщательно. Основное место при этом отводилось изучению значения слова, работа над которым велась до конца обучения и входила составной частью в различные по содержанию уроки, «Словотолкование» стало одним из ведущих принципов обучения речи в системе «чистый устный метод».

И. Фаттер ставил перед учителем задачу обучать глухого через посредство речи также и логическому мышлению. В своей работе «Обучение глухонемых устной речи» он говорил о необходимости вести с этой целью специальные занятия.

Работа учителя над логической стороной речи глухих детей — важный раздел сурдопедагогики. Однако она не составляет всего содержания обучения глухих детей. Выдвигавшаяся И. Фаттером задача обучения глухих логическому мышлению не была в то время новой. Однако он настолько углубился в изучение логики языка, что обучение глухих речи превращалось в самоцель, Вследствие этого предложенная им система оказывалась догматичной, ограниченной по содержанию и обособленной от прогрессивных принципов обучения в народной школе.

И. Фаттер не ставил широких задач в отношении получения глухими общего образования. В связи с этим, естественно, возникал вопрос о его отношении к изучению глухими детьми основ наук на последующих ступенях, в частности на третьей ступени обучения речи. Он подходил к общему образованию лишь как вспомогательному учебному материалу для расширения лексического содержания словесной речи, придавая главное значение пояснению слов при чтении. При чтении очередной статьи И. Фаттер вначале выяснял значение отдельных слов и понятий и только затем приступал к ее чтению.

Много внимания И. Фаттер уделял упражнению в изложении прочитанного, в частности переводу стихов на язык прозы. Он считал, что эта работа позволяет выявить возможности глухого в отношении самостоятельного речевого оформления текста.

В своих методических указаниях он рекомендовал упражнения, связанные и с заменой глаголов синонимами, например: «просил меня», «обратился ко мне», «рассказывал мне», «сообщил мне» и т. д. В обучение языку И. Фаттер ввел работу над образной речью с элементами географии, истории и естествознания. При этом он подчинял содержание предметного обучения усвоению словесной речи, в особенности устной.

В развитии сурдопедагогики в Германии второй половины XIX века И. Фаттер, бесспорно, сыграл положительную роль, внеся определенный вклад в создание методики формирования словесной речи на основе устной речи. Талант учителя и ряд написанных им методических пособий сделали его имя популярным среди сурдопедагогов и родителей. В школу И. Фаттера во Франкфурте-на-Майне поступали дети не только из Германии, но и из других стран Западной Европы и Америки. Положительным в его деятельности было многообразие приемов ведения занятий по обучению словесной речи, приемов, которые нашли затем широкое распространение. Ценными были и его мысли о работе над предложением, над художественными средствами литературного языка.

И. Фаттер свою методику обучения словесной речи распространял только на одаренных глухих, которых он обучал в своей школе. В то же время при обучении глухих, имевших умственную отсталость и другие недостатки, он, вопреки собственным принципам, предлагал использовать жестовую речь в сочетании со словесной речью.

Следует отметить, что русские сурдопедагоги, даже те, которые получили профессиональную подготовку в школе И. Фаттера, не пошли по пути ограничения целей и содержания обучения глухих. Но его методика обучения произношению была использована ими на практике, а также и в методических трудах по данному вопросу.

К концу XIX века развитие немецкой школы завершило формирование системы «чистый устный метод». Для ее осуществления в школе для глухих были установлены ступени, принципы, методики, издавались учебники для глухих. Определилось стабильное содержание обучения, которое осуществлялось специально подготовленными учителями.

Журнал немецких учителей «Орган», редактором которого бы л И. Фаттер, широко пропагандировал систему «чистый устный метод». Однако эта система вела к ограничению умственного развития глухих, воспитанию бездумно говорящих людей. Недостатки системы «чистый устный метод» вызвали к жизни новые попытки и направления поисков сурдопедагогов, имевших целью устранить разрыв между обучением словесной устной речи и умственным развитием глухих.

Русский жестовый язык. Психология. Образование.

Карта