Методическое руководство.
Изучение жестики на основе языка слов будет проходить успешно при соблюдении данного методического руководства, рекомендованного с учетом общей методики обучения языку и специфики занятий по жестовой коммуникации.
Общие положения. Жестика, как и любая знаковая система, требует большой, серьезной и постоянной работы. Заниматься изучением речевых жестов следует систематически, выделив для этой цели определенное время, не менее 2-3 дней в неделю по 1,5-2 часа. Учебный материал должен быть строго дозирован с учетом индивидуальных возможностей: подвижности кисти руки, развития зрительной памяти, наличия языковых навыков, а также конкретных условий: формы обучения (под руководством преподавателя или самостоятельно), речевой среды, организации практики и т. д. К новому материалу следует переходить только после усвоения пройденного, постоянно закреплять и повторять знакомые жесты в разговорно-обиходной речи. Самое большое внимание необходимо уделять непосредственному общению с неслышащими, в процессе которого формируется умение не только переводить словесную речь на жестику, но и понимать мимику.
Конкретные рекомендации. Ручная коммуникация — дактильный знак и речевой жест—воспринимается зрительно, поэтому основным принципом обучения должна стать наглядность. Наглядный характер обучения обеспечит восприятие речевого материала, его запоминание, будет способствовать продуктивности занятий, создаст условия для прочности и действенности знаний.
В настоящем учебном пособии принцип наглядности реализован иллюстративной подачей всего лексического материала. Дактильные знаки и речевые жесты для правильного их запоминания, образного дактильно-жестового перевода и повторения показаны в рисунках. Штриховые линии рисунка обозначают начало жеста, стрелки — движение руки (рук), сплошные линии — окончание жеста.
При групповом обучении речевой материал преподаватель демонстрирует, а иллюстрации используются для его закрепления и выполнения домашних заданий.
При самостоятельных занятиях вначале внимательно рассматриваются рисунки дактильных знаков, речевых жестов, точно воспроизводятся положение руки, конфигурация жеста, движение, обозначенное стрелкой, затем жесты отрабатываются в различных сочетаниях в указанных упражнениях и, наконец, повторяются во фразах по рисункам.
При рассмотрении каждого дактильного знака или речевого жеста для лучшего запоминания весьма полезно найти сходство их рисунка с изображенным предметом, действием.
Изучению жестики предшествует знакомство с дактилологией, так как пальцевая азбука быстро усваивается и дает возможность уже после нескольких занятий использовать ее в разговорной практике для свободного общения с неслышащими.
Вначале выполняются упражнения на развитие кисти руки, затем по группам прорабатываются дактильные знаки, далее по образцам дактилируются слова и фразы. После усвоения всего дактильного алфавита с целью автоматизации, точности и скорости дактилирования упражнения с применением пальцевой азбуки продолжаются в курсе жестики, что обеспечивает также развитие навыков дактильно-жестового перевода.
При использовании пальцевой азбуки следует руководствоваться правилами дактилирования. Вслед за дактилологией и в сочетании с ней дается материал и упражнения на знаки чисел. Затем для изучения основ жестики в учебное пособие включен, как указывалось выше, минимальный объем речевых жестов — 600 знаков, наиболее простых и часто встречающихся в разговорно-обиходной речи. Они сгруппированы по темам: «Человек», «Семья», «Школа», «Работа» и т. д. В каждом разделе даются жесты, обозначающие предмет, действие, качество — это поможет активизации жестового словаря.
Речевой жест следует показывать правильно, четко, выразительно, повторять несколько раз, после усвоения употребить в различных сочетаниях, фразах, разговорах, образцы которых приводятся в конце каждой темы.
Словарь-разговорник не может быть освоен без речевой практики, поэтому изучать жестику лучше с собеседником или коллективно. Формы занятий при этом самые различные:
— показ и узнавание речевых жестов,
— беседа путем вопросов и ответов,
— разговор на заданную тему,
— перевод словесного рассказа на жестику,
— перевод жестики устной речью и т. д.
Учебное пособие содержит около 600 жестовых знаков. Значительную помощь обучающимся могут принести упражнения по переводу на жестовый язык небольших текстов, вначале самостоятельно составленных по пройденному материалу.
Но самой лучшей практикой по жесто-мимической речи, естественно, служат беседы с неслышащими, без помощи которых нельзя проверить, а затем и усовершенствовать свои знания по ручной коммуникации.
Начинать практику необходимо с первых дней занятий, поскольку жестика, как и язык слов, формируется в непосредственном речевом общении, которого так ждут наши неслышащие друзья.